История 15. Фредерик Перлз и «внутренний мудрец»

Это не единичная ситуация, а набор однотипных историй, которые описывают один из терапевтических приёмов Фредерика Перлза в работе со своими клиентами.

***

На семинарах, во время рабочих сессий, Фредерик иногда предлагал клиентам поработать с воображаемым собой: человеку нужно было буквально сыграть Перлза, побыть им. По словам Фредерика, этот «воображаемый друг» оказывался лучшим терапевтом, чем первоисточник.

Фредерик не ограничивался только сессиями, а предлагал клиентам брать этого воображаемого терапевта к себе домой для самостоятельной психотерапии. Вот что он сказал по этому поводу в конце одной терапевтической работы (из книги «Гештальт-семинары»):

«Ты можешь создать своего собственного личностного Фредерика и взять его с собой. И он знает гораздо больше, чем я, потому что он — твоё создание. Я могу только предполагать, теоретизировать или интерпретировать то, что ты переживаешь. Я могу что-то понять, но я не могу почувствовать то, что чувствуешь ты. Я не в тебе и я недостаточно самоуверен, чтобы, как психоаналитик сказать, что я знаю, что ты ощущаешь, что ты чувствуешь. Но если ты понимаешь идею этого личного Фредерика, ты можешь взять себе стул, кресло или что там у тебя есть, и всегда, когда у тебя беда, — пойти и поговорить с этим воображаемым Фредериком».

***

Говорят, что незадолго до смерти Фредерику предлагали продавать игрушечных Перлзов, с которыми можно работать дома. Подтверждения этой информации в литературе я не обнаружил, но нашёл фотографию, сделанную во время его последнего воркшопа, где Фредерик держит в руках куклу самого себя (Лексингтон, Массачусетс, февраль 1970).

Краеугольным элементом гештальт-терапии Перлза является «зрелость». Именно к ней он предлагал прийти своим клиентам. Зрелость Фредерик понимал, как «переход от опоры на окружающих к опоре на самого себя». Так что услышать от Перлза предложение самому себе стать терапевтом – это вполне естественное следствие его убеждений и подхода в работе.

Мне очень нравится эта история, как нравятся и подобные терапевтические заходы. Всё это отлично демонстрирует один важный психический феномен. Раз мы можем создать своего мудреца и стать им, пусть даже и на время – значит это уже есть в нас. Знающая часть психики всегда была и есть с нами.

Многие из нас наделяют наших учителей, терапевтов или просто авторитетных людей качествами мудрецов. Мы буквально достаём из себя ведающую частицу своей души и помещаем её в другого человека, нарекая его учителем или гуру. Часто это неплохо и даже полезно: поскольку позволяет нам черпать у них знания, а им ‒ влиять на нас.

Но с другой стороны, если «внутренний мудрец» никогда не возвращается к нам, а принадлежит исключительно другим… мы не целостны. Мы в значительной степени лишаемся возможности самопознания, влияния на себя и свою жизнь.

Эта история показывает, что «внутренний мудрец» может быть нами интегрирован. В том числе и таким забавным способом.

 

Отрывок из книги «Живые истории о психотерапии»

Leave A Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *