Глубинное вопрошание. Чему мы можем научиться у Пауля Тиллиха

В прошлый раз я написал о практике вопрошания. Но следует добавить к уже сказанному, что вопрошание может быть разным.

Свои вопросы мы можем направить на познание величайших тайн этого удивительного мира. Мы можем проникать в глубины нас самих. А можем задавать лишь «глупые» вопросы, довольствуясь такими же поверхностными ответами.

Так что же нужно, чтобы свою практику вопрошания сделать глубокой?

Первое, что следует твёрдо уяснить — не бывает глупых вопросов. Люди — удивительные и таинственные существа. То, что мы думаем о себе и то как себя воспринимаем — это далеко не всё, что есть в нас. В каждом из нас можно обнаружить такие глубины…

Да, ежедневно мы решаем множество бытовых задач, задавая себе очень простые вопросы. Что надеть? Что поесть? Куда пойти? Какой фильм посмотреть? Где достать денег?..

И в то же самое время, когда мы задаёмся бытовыми вопросами и стремимся их разрешить… в это же мгновение существует и наша великая глубина, которая также проникает во всё, что мы делаем. Мы существуем на множестве уровней одновременно: есть такой уровень, где наша задача  — выжить, но одновременно есть и тот уровень, где мы решаем глубинные вопросы «разума, любви и смерти…»

Пауль Тиллих, один из величайших философов-экзистенциалистов, может многому нас научить. Ролло Мэй делится таким воспоминанием о Пауле:

«Ещё одна интересная особенность Тиллиха была в том, как он обходился с вопросами слушателей своих лекций и выступлений. К любому вопросу Пауль относился с величайшим уважением. Похоже, он искренне полагал, что все присутствующие озабочены глубинными вопросами разума, любви и смерти…

Когда кто-то его спрашивал, пусть даже вопрос выглядел глупо или не интересно, Пауль всегда полагал, что вопрошающий имеет в виду некие высшие смыслы и так перефразировал вопрос, что заставлял спрашивающего гордиться им. А после давал ответ в свете того глубинного смысла, что сам обнаруживал».

Вам кажется, что люди задают глупые вопросы или совершают глупые действия. Но это только ваша глупость. Вам так кажется только потому, что вы смотрите на происходящее из «поверхностного» уровня самих себя. Но если бы вам удалось добраться до собственных глубин, вы бы смогли всё увидеть в новом свете — вы бы смогли прикоснуться к глубинам других. Вы бы смогли, как и Пауль Тиллих, за простыми вопросами разглядеть высшие смыслы. За бытовыми действиями — реализацию глубочайших потребностей.

Вся глупость не в вопрошающем, а в том, кто воспринимает вопрос!

Так что же нужно, чтобы сделать практику вопрошания глубокой?

Нужно научиться относиться к вопросам с глубочайшим уважением. Сам факт вопрошания уже указывает о мужестве вопрошающего, о его готовности открывать новое и встречаться с неизведанным. А это, поверьте, дорогого стоит! И, несомненно, заслуживает уважения.

Так же важно учиться погружаться в собственные глубины и оттуда смотреть на себя, других людей и окружающий мир. И легче всего учиться быть на глубине, слушая вопросы других, наблюдая за их поступками. Если вы видите лишь глупость, то это много говорит о вас самих. Но попробуйте погрузиться вглубь себя и вновь посмотреть на вопросы и поступки другого. Задайте себе вопрос: что скрыто за этими вопросами и действиями? Какие глубинные мотивы я не замечаю?

Вопрошайте, наблюдайте, прикасайтесь к собственным глубинам, утвердитесь в них… И, поверьте, вами будут открыты величайшие тайны!

Leave A Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *