Краткое содержание заметки:
- О приоритете Сердцевины.
- Что значит выследить внутренний конфликт?
- Способы обнаружения внутренних конфликтов:
- исследование актуальных проблем;
- анализ конфликтов в отношениях;
- подход Минделла;
- перепросмотр Кастанеды.
В последних заметках я говорил о важности Сердцевины для выслеживания себя, в этой сосредоточусь на нюансах — на том, где и как можно искать внутренние конфликты.
Приоритет Сердцевины
Чтобы быть правильно понятым, хочу расставить приоритеты. Я полагаю, что первостепенное значение имеет именно Сердцевина. Хороший контакт с ней — необходимое и, в большинстве случаев, достаточное условие для работы с внутренними конфликтами. Развивая связь с состоянием Сердцевины, привнося его в свою действительность, вы будете вынуждены выслеживать внутренние конфликты и работать с ними. И процесс этот окажется естественным продолжением жизни.
Нюансы выслеживания внутренних конфликтов — хоть и полезная, но без опоры на Сердцевину совершенно бессмысленная информация. Ведь применить их на практике без должной опоры на «внутренний Источник» у вас не получится.
Что значит выследить внутренний конфликт?
Можно сказать, что выслеживание внутренних конфликтов состоит из двух последовательных частей.
Во-первых, необходимо обнаружить некую проблемную ситуацию (об этом мы поговорим подробнее чуть ниже).
Вторая часть выслеживания себя — самая трудная и неприятная. Вам необходимо признать и принять своё порождающее участие в сложившейся проблеме: обнаружить то, как отвергаемая часть души проявляется во внешних обстоятельствах. Как внутренний конфликт становится внешним.
Это значит, что придётся познакомиться с неприглядными проявлениями — со своим «мистером Хайдом». С какой частью «тёмной стороны» встретитесь вы в каждой конкретной ситуации заранее сказать затруднительно.
Например, вы можете за раздражающей жестокостью других увидеть в итоге собственную не принимаемую жестокость. А возможно обнаружите нечто другое.
Страх публичных выступлений порой является страхом критики и оценок. Что вполне может скрывать неприятие собственной оценивающей части. Или чего-то другого.
Не стоит тут искать готовых рецептов, к каждой ситуации следует подходить индивидуально.
Выслеживание конфликта можно считать завершенным, когда у вас есть признание существования конкретной отвергаемой части своей души. И чаще всего это знание будет для вас неприятным.
Способы обнаружения внутренних конфликтов
Существует немало способов и практик, помогающих в обнаружении внутренних конфликтов. Все их перечислить я не смогу, как не буду в рамках заметки пытаться детально описать практики. Моя цель лишь в том, чтобы рассказать об общих направлениях.
Исследование актуальных проблем
Иногда нам не приходится предпринимать специальных действий для обнаружения внутренних конфликтов. Не так уж редко конфликты сами вторгаются в нашу повседневную жизнь, причиняя страдания, которые очень трудно не заметить.
И если нечто подобное происходит с вами, то прежде чем специальным образом искать конфликты следует разобраться с теми, что уже находятся перед вами.
Подумайте над тем, что сейчас в вашей жизни доставляет наибольшие неудобства? Что вызывает страх, тревогу, злость, раздражение или гнев? Что вам не нравится? С чем вы боретесь и чему противостоите?
Быть может, вам приходится выступать перед людьми, а вы боитесь публичных выступлений. Или вы чувствуете себя нерешительным, и каждая ситуация выбора вводит вас в ступор. Возможно, вас раздражают или обижают люди, с которыми вам приходится общаться. Или вы испытываете чувство жгучей зависти. Любая сложность в жизни способна помочь обнаружить тот или иной внутренний конфликт.
Если удалось обнаружить актуальную проблему — половину дела вы сделали. Теперь есть материал, с которым вы можете работать самостоятельно или, при необходимости, использовать стороннюю психологическую помощь.
В любом случае для завершения этапа выслеживания потребуется заглянуть внутрь и определить ту отвергаемую часть себя, что порождает проблему.
Анализ конфликтов в отношениях
Отношения — это неотъемлемая часть человеческого существования. Мы в каждый момент жизни с кем-то или чем-то находимся в отношениях: с людьми, животными, Миром, самим собой, неодушевлёнными предметами…
Возможно, это может показаться несколько шизофреничным: быть в отношениях с табуреткой в комнате. Но на глубинном уровне (сновидческом уровне — в терминах процессуальной психотерапии) мы обнаружим, что наделяем личным смыслом и испытываем разнообразные чувства ко всему, что нас окружает. Выражаясь метафорически, мы достаём содержание нашей психики и накладываем его на окружающую действительность.
В этом процессе есть важный момент — все внутренние конфликты приобретают своё отражение во внешних отношениях. И здесь же появляется уникальная возможность для выслеживания себя — анализируя внешние проблемы, мы можем обнаружить отвергаемые части души.
Можно выделить два типа конфликтов в отношениях: то, что вызывает у нас отторжение и то, чем мы восхищаемся. В первом случае мы от чего-то хотим дистанцироваться, во втором — к чему-то стать ближе.
Например, если какие-то качества в другом вызывают у нас раздражение и отторжение, то стоит обратить внимание на соответствующие качества нас самих. Что мы не принимаем в других людях? Это же мы будем не принимать у самих себя.
Совсем другое дело чем-то восхищаться. Восхищение так же указывает на нечто в нас самих, чему мы не даём проявляться в полной мере. Но отвержение части себя в этом случае происходит по-другому. Например, вы можете восхищаться детской игривостью других людей, но стыдиться игривости в себе. Или очаровываться пластичностью танцора, но совершенно не принимать своего тела.
Нам нравится быть рядом с людьми, которыми мы восхищаемся. И это прекрасно! Через такие отношения мы можем относительно безопасно соприкасаться с собственными ценными частями себя. Но важно на этом не останавливаться, а разрешать и самому себе то, что восхищает в других.
В отличие от отторжения, для восхищения второй этап работы с внутренним конфликтом проходит значительно проще. Ведь ценность того, чем мы восторгаемся, для нас очевидна.
Подход Минделла
Вначале разговора о подходе Минделла хочу поделиться тем, как его описывает Владимир Майков:
«Подход Минделла — это попытка добраться до целостности через то, что есть. Осознанность, говорит Минделл, не нужно выращивать, она уже имеется в любой ситуации, и она совершенна. Только с точки зрения «нашего я» мы что-то развиваем, совершенствуем, обучаемся, проходим через психологические семинары, что-то делаем, читаем книги, работаем над собой, занимаемся медитациями, выполняем духовные практики, и, вроде бы, идет какое-то совершенствование. С точки же зрения «большого Я» все это не имеет никакого смысла, вся работа уже давно сделана, единственное, что нужно, – это просто по-настоящему расслабиться и оказаться в «большом Я», просто-напросто отбросить те барьеры, которые мешают нам жить в нем. Именно поэтому стратегия Минделла — это стратегия охотника, выслеживание всего, что проблематично, всего, где есть напряжение, всего того, что заигрывает с нами, что притягивает нас. Все, что каким-то образом существует в нашем мире в виде конфликта, в виде любых отношений — самых положительных, самых негативных, — это есть связь, и все это есть мы. Любая связь есть то самое «двояковидящее око Мейстера Экхарта», который говорил, что «око, которым человек видит Бога, — то же самое, которым Бог взирает на человека», нет двух очей, это одно и то же око.
По Минделлу, любой конфликт, любая проблема — это самая быстрая дорога к большей целостности. То, что с точки зрения «нашего я» является проблемой, например, люди, которые причиняют нам какое-то неудобство, болезни, невыносимые взаимоотношения («ты меня подавляешь», «мой шеф меня гнобит», «этот человек постоянно сует мне палки в колеса»), с точки зрения расширенного осознания, «большого Я» — приглашение к тому, чтобы расти, знак того, что другая ситуация — это тоже «я». Это приглашение к росту, врата в большую целостность».
Очень похоже на то, как я описывал работу с конфликтами в предыдущих заметках, с небольшой разницей: я вместо «большого Я» использую слово «Сердцевина». Так же подход Минделла уделяет много внимания тому, что ранее написано в этой заметке: работе с актуальными конфликтами и конфликтами в отношениях.
Но есть в подходе Минделла своя изюминка, свой ракурс видения действительности, что сказывается на практической стороне обнаружения внутренних конфликтов и обретения большей целостности.
На жизнь человека можно смотреть не только как на череду разнообразных отношений, но увидеть её и как совокупность множества постоянно происходящих процессов. Отношения — это процесс; болезни, различные зависимости — это тоже процессы; мысли, чувства, переживания, состояния — всё это так же процессы.
Как Юнг полагал, что любая болезнь в сути своей содержит стремление к исцелению. Любая повторяющаяся проблемная ситуация происходит лишь для того, чтобы дать возможность нам её прожить, завершить, забрать ресурс и отпустить. Так и Минделл считает, что любые процессы в глубинной сути своей позитивны, пусть даже на поверхностном уровне они могут быть разрушительными.
Отсюда и основная идея Минделла: мы можем «идти за процессом», «разворачивать его», «погружаться в него», добираясь таким образом до глубинной сути. До такого проявления процесса, в котором мы соприкасаемся с созидательным выражением отвергаемой части.
Для того, чтобы разворачивать процесс, нам вовсе не обязательно старательно анализировать прошлый опыт: мы можем делать это прямо в моменте сейчас — именно тогда, когда процесс происходит.
А вот о том, как конкретно разворачивать процессы в рамках короткой заметки я рассказать не смогу, и за этой информацией всех заинтересованных отсылаю к книге Арнольда Минделла «Вскачь задом наперёд».
Практика перепросмотра по Кастанеде
«Сила перепросмотра в том, что он расшевеливает весь мусор жизни человека и выносит его на поверхность».
Карлос Кастанеда «Активная сторона Бесконечности»
Перепросмотр — это радикальная техника, требующая огромного количества времени, внимания и энергии, являющаяся обязательной для любого «кастанедовского воина». Психологическая суть его в том, что практикующий специальным образом повторно проживает все события своей жизни от момента сейчас до самого рождения.
Для полноты следует сказать, что у перепросмотра есть и эзотерическая (или энергетическая) суть: возвращаясь в события прошлого, практикующий забирает собственную растраченную энергию и возвращает чужеродную (интроекты). Подробней об этом имеет смысл читать у самого Кастанеды, здесь же сосредоточимся на психологических следствиях практики.
Такой пристальный взгляд на свою жизнь приводит к тому, что практикующий обнаруживает различные проявления, которые в обычной ситуации психикой маргинализуются и не допускаются до осознания. Проявления эти, как правило, неприятны, и указывают на внутренние конфликты и отвергаемые части души.
В текстах различных практикующих можно встретить информацию о том, что перепросмотр вызывает депрессию, уныние, грусть. Кто-то утверждает, что происходит это из-за несформированности психики человека до определённого возраста и что практиковать имеет смысл только после 28 лет (или называется другая цифра). Кто-то говорит, что практикой перепросмотра имеет смысл заниматься лишь только после освоения других аспектов «Учения Дона Хуана», таких, как «безупречность».
Так или иначе я согласен с подобными утверждениями. Перепросмотр — практика радикальная, предполагающая тотальный сталкинг. И практиковать её имеет смысл, лишь обладая достаточно устойчивой психикой. Которая, как я полагаю, обретается через опыт контакта с состоянием Сердцевины.
За подробным описанием техники выполнения перепросмотра рекомендую обращаться к трудам Кастанеды.
На этом завершаем тему выслеживания внутренних конфликтов. В следующий раз поговорим о том, что дальше делать с результатами выслеживания себя — о денегативизации и принятии ценности отвергаемой части.
Скачать книгу целиком можно здесь.