Внутренние конфликты и треугольник процессуальной психотерапии

Как уже говорил, существует два больших направления работы с Сердцевиной:

  • практика Сердцевины, о которой написал в предыдущих заметках;
  • работа с внутренними конфликтами.

Практика Сердцевины предполагает прямое погружение в мистический центр личности, прикосновение к источнику жизни. О практике Сердцевины с одной стороны легко говорить, с другой стороны много о ней не скажешь. Легко говорить, потому что можно описать конкретные действия, выполнять которые может каждый. Тяжело говорить, потому что нет ни какой возможности внятно обозначить словами, что такое Сердцевина, Дао, Сущность, Дух, Нагваль, Самость. Это то, что не поддаётся описанию, но может постигаться через личный опыт, чувства, ощущения. И всё что для этого нужно делать – это практиковать.

О работе с Сердцевиной через внутренние конфликты, так же одновременно тяжело и легко говорить. Но ситуация ровно противоположна по сравнению с прямой практикой Сердцевины. Легко говорить – потому что и практики и психологические процессы вполне поддаются описанию. Тяжело говорить – потому что внутренних конфликтов тысячи и множество теорий, описывающих эти психические процессы. Не говоря уже о том, что существует громадное число техник и их вариаций по работе с конфликтами. Всё это создаёт известную опасность погрязнуть в мелочах, деталях и словах, вместо того, чтобы двигаться к целостности себя.

Отдельная особенность самостоятельной работы с внутренними конфликтами в том, что выполняем мы её, находясь уже в конфликте. Что мешает быть устойчивым и трезво смотреть на процесс. Поэтому помощь стороннего специалиста, не захваченного конфликтом, может быть весьма полезна. Хотя и самостоятельная работа с собой так же возможна, особенно если практикующий уже обладаете достаточным опытом контакта с Сердцевиной и некой степенью целостности.

Раскрывать тему работы с внутренними конфликтами я буду последовательно, постепенно добавляя больше ясности и объёмности. Что, как и в случае с Сердцевиной, выльется в серию заметок. Но при этом постараюсь избежать излишней детализации и многословия.

 

Прежде чем писать о работе с внутренними конфликтами в контексте Пути Сердца, нужно поговорить о самих внутренних конфликтах. Лучше описать их суть. Начну я это делать опираясь на идеи первичного и вторичного процесса Арнольда Минделла, основателя процессуальной психотерапии.

Первичный и вторичный процессы

Всё что происходит в нас, с нами, вокруг нас – это процессы. Наша психика проявляется в действиях или бездействии (что тоже вариант действия).

Процессы, с точки зрения Минделла, могут быть описаны в виде двух связанных составляющих – первичной и вторичной. Первичными называются процессы, с которыми человек себя ассоциирует. Вторичный процесс такая же часть человека, но не принимается им, не является частью привычной идентичности и образа себя. Как правило, вторичный процесс человеком маргинализируется: воспринимается как чуждый, неприятный, опасный и потому проявления его часто вытесняются из восприятия и недопускаются к осознанию.

Внутренние конфликты и треугольник процессуальной психотерапии

Не проявляясь напрямую, вторичный процесс выражается во снах, поступках других людей, телесных симптомах, зависимостях, неприятных состояниях, повторяющихся моделях поведения и так далее.

Первичный и вторичный процесс разграничивает «край», который человеком переживается как препятствие, ограничение. Приближение к краю, как правило, вызывает страх.

Край представляют внутрипсихологические образования –  «краевые фигуры». Их задача – недопустить принятие человеком его вторичного процесса. Краевые фигуры могут проявляться в виде внутренних голосов, транслирующих сдерживающие послания: уговаривают, запугивают, отговаривают, воздействуют на «слабые места» – делают всё возможное, лишь бы не допустить человека во вторичный процесс.

Другими словами:

  • Первичный процесс – островок самоидентификации, где мы определены, понятны и предсказуемы;
  • Вторичный процесс – неизвестная и неисследованная территория, загадочная и потому пугающая часть нас самих;
  • Край – граница, отделяющая царство самоидентификации от неизвестной территории;
  • Краевая фигура – страж на границе, которого мы сами туда и поставили. Задача краевой фигуры – не допустить нас во вторичный процесс и защитить стабильность первичного процесса.

Пример первичного и вторичного процесса

Допустим я, считаю себя дружелюбным и для меня это важное качество. Это часть моей привычной идентичности. В таком случае я вынужден маргинализировать проявления злости и враждебности, поскольку они вступают в конфликт с дружелюбием. Дружелюбие мой первичный процесс, а злость – вторичный.

 

С такой психической конфигурацией я испытаю явный дискомфорт и страх во всех ситуациях, предполагающих проявление злости. Ведь выражение злости будет угрозой моей привычной идентичности и образа себя. Это буквально угроза стабильности моего мира.

Краевая фигура может проявляться в виде посланий о том, что «злиться нехорошо», «злость – это слабость», «злость деструктивна», «если я разозлюсь, то кого-нибудь убью и всё разрушу»…

 

Каким бы ни было конкретное содержание первичного и вторичного процесса, в случае когда вторичный процесс маргинализуется, можно с уверенностью говорить о наличие внутреннего конфликта. Вариантов первичных и вторичных процессов у человека множество, как и внутренних конфликтов.

Надеюсь у вас появилось некоторое понимание идеи внутреннего конфликта. Если же остались вопросы – задавайте их в комментариях и я постараюсь на них ответить.

 

В следующей заметке я добавлю объёмности в тему внутреннего конфликта, используя идею мандалы. А так же опишу как они связаны с Сердцевиной.

Скачать книгу целиком можно здесь.

Leave A Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *