Внутренние конфликты и мандала

В прошлой заметке я рассказал о том, как происходит внутренний конфкликт через идею первичного и вторичного процесса процессуальной психотерапии. Теперь добавлю в наше видение больше объёма. Для этого использую идею мандалы.

Идея мандалы

Мандалы распространены по всему миру. Они используются в индуистских и буддистских духовных практиках. Знаменитый даосский символ Инь-Ян, по сути, частный случай мандалы. Деревни многих аборигенных племён Австралии и Америки по структуре повторяют известную им модель Вселенной, которая также организованна по принципу мандалы.

Мандалы используются в практической психологии и в техниках саморазвития. Так, например, для Карла Юнга мандалы стали важнейшей личной практикой индивидуации и познания собственной Самости. С его точки зрения они являются символом человеческой целостности. Современные психологи, особенно арт-терапевты, используют мандалы как инструмент исследования бессознательного.

Идея мандалы удивительна и проста одновременно. Как правило, мандалы (санскр. मण्डल — круг, диск) имеют геометрическую форму круга, внутрь которой помещён целостный мир человека (его «внутренняя вселенная») во всем его многообразии.

Внутренние конфликты и мандала

Когда человек рисует мандалу, он автоматически в ней отображает всё, что есть в психике: переживания, конфликты, представления, ожидания… то что осознаётся и не осознаётся. Это многообразие представляет целостную картину нас самих, где всё учтено и выражено. Мандала — это «фотография» нашей души.

Это свойство мандалы частично можно объяснить идей Александра Яковлевича Бродецкого. В своей книге «Азбука молчания» он говорит о том, что существует два вида пространства: физическое и психологическое. Физическое пространство не имеет ограничений: мы находимся в постоянно расширяющейся Вселенной и можем наблюдать лишь её часть. Пространство психологическое, по мнению Бродецкого, всегда чем-то ограниченно: стенами комнаты, в которой мы находимся, или границами рисунка, который рисуем. В психологическое пространство мы проецируем свою психику.

Другими словами, когда мы создаём мандалу, мы в символической форме наполняем своим внутренним содержанием пространство круга. Или когда входим внутрь мандалы, как в описанной мною практике, мы исследуем своё внутреннее пространство телом: чувствами и ощущениями.

Мандала — удивительный символ. Почти любой, кто занимается работой над целостностью себя, так или иначе использует мандалы.

Поляризация содержания психики

Психика человека, как и мандала, целостна. Однако содержание её может быть представлено в виде большого числа различных поляризованных элементов и противоположных характеристик: злой-добрый, агрессивный-миролюбивый, активный-пассивный, решительный-робкий…

То, что эти проявления противоположны друг другу, совсем не означает, что они обязательно находятся в конфликте. В идеале элементы эти взаимодополняют друг друга, образуя единое целое и позволяя нам быть гибкими и адаптивными в различных жизненных ситуациях. Например, быть миролюбивыми в разговоре с друзьями и агрессивными — защищая свою жизнь и жизнь близких людей.

Однако, выделяя что-то, мы маргинализуем другую часть процесса. Дао выраженное словами, не есть истинное Дао. Если мы полагаем, что знаем себя, то мы маргинализуем неизвестную часть. Если мы считаем себя миролюбивыми, то мы маргинализуем свою агрессивность.

Это не хорошо и не плохо. Это естественный процесс. Мы нуждаемся в определённости и только таким образом можем её получить. Но наша осведомлённость о себе не обязательно должна иметь фиксированный характер. Мы не обязаны становиться заложниками саморефлексии.

Часто бывает, что мы жёстко ассоциируемся с какими-то отдельными качествами и проявлениями и, как следствие, отказываемся от их противоположности — от части себя. Или, как мы говорили в прошлой заметке, принимаемые нами качества становятся нашим первичным процессом, а отвергаемые — вторичным.

Внутренние конфликты и мандала

Теперь объединим идею мандалы с видением внутренних конфликтов и отобразим это схематически в виде серии картинок.
Внутренние конфликты, как и всё остальное, непременно находят своё отражение в мандалах. Одна конкретная психическая поляризация может быть представлена следующим образом.

Внутренние конфликты и мандала

Первичный и вторичный процессы – части единого целого. Но, вследствие  процессов самоидентификации и маргинализации, противопоставлены друг другу и находятся в конфликте.

Поляризованные элементы располагаются вокруг некоего центра — точки нулевого напряжения. Это центр циклона наших страстей, точка целостности нас самих, где нет противоречий между отдельными проявлениями, но есть они все одновременно. Именно эту точку я и называю Сердцевиной.

Внутренние конфликты и мандала

Как можно догадаться, любой человек буквально соткан из большого числа различных конфликтов. Это постоянное внутреннее напряжение в значительной степени влияет на нас, наши выборы и предпринимаемые действия.

Внутренние конфликты и мандала

И теперь, когда все пояснительные схемы уже представлены, я хочу сконцентрироваться на очень важном моменте — образе себя. На схеме он представлен в виде области, выделенной синей пунктирной линией. Складывается он из всего многообразия первичных процессов и представляет относительно небольшую область нас самих, внутри которой возможны незначительные флуктуации относительно идеальных представлений о себе.

То есть, мы можем быть чуть более или чуть менее доброжелательны (если ассоциируемся с этим состоянием), относительно эталонного проявления этого качества. Значительные же отклонения будут нами маргинализовываться.
Чем более жёсткими являются наши представления о себе, чем больше у нас определённости на этот счёт, тем меньшей свободой выбора мы обладаем и тем больше сил тратим на внутренние конфликты.

Подумайте как следует над этой мыслью: почти все наши знания о себе являются лишь небольшим островком образа себя. На основании этих ограниченных представлений мы строим свою жизнь, планируем свои действия, ставим перед собой цели и выбираем пути их достижения.

Именно так мы теряем себя и выбираем чужие пути, ведь действуем мы без опоры на собственную целостность и живём не из Сердцевины. Мы находимся в состоянии постоянной войны с самими собой.

 
Мы все это делаем. Социализация всех нас помещает в «прокрустово ложе» образа себя и к моменту достаточного для изменений уровня осознанности мы уже все являемся пленниками себя самих. Но подобная ситуация не является приговором, если мы сами с этим не соглашаемся, а служит лишь исходной точкой для работы над собой. И происходит подобная работа через выслеживание себя и работу с внутренними конфликтами.

 
Но подробней об этом в будущем. А в следующей заметке я разберу представленные здесь идеи на каком-нибудь примере, для лучшего понимания процессов внутренних конфликтов.

Скачать книгу целиком можно здесь.

3 Comments

  1. Джулс 11.02.2021 at 18:08

    Здравствуйте!
    Я внимательно читаю серию статей, посвященных поиску Сердцевины, попутно пробуя и предложенные Вами техники 🙂
    Мое открытие касается местоположения Сердцевины, но начать нужно с техники по работе с осью пространства.
    Когда я выполняла ее во второй раз, я нашла искомую точку — захотелось в ней лечь. Легла, полежала. Села. Сижу и приходит образ зеленого луга с довольно высокой травой, на котором я и сижу. Вот только… Я словно не человек, а некая сила, ветер. Я помогаю людям, забочусь, защищаю, предупреждаю об опасностях. Я опекаю их и они словно знают это и общаются со мной.
    Побыв в этом состоянии еще некоторое время, я завершила практику.

    И вот я перехожу к чтению о мандале и внутренних конфликтах. Как в одной части мы можем размещать то, что "знаем/сознаем" о себе, а на противоположном конце — неосознаваемое, маргинализированное. В центре — искомая Сердцевина.
    Я мысленно перебираю свои осознаваемые качества и вдруг думаю, что одно из них — это знание о себе "я человек, у меня есть тело, я тело". И тут же понимаю, что.. на другом конце есть знание себя как не-человека, личности-без-тела. И это то, что также скрывается, подавляется, отрицается.

    Если "я человек" всего лишь первичный процесс, у которого есть вторичный "я не человек", то.. Сердцевина расположена за пределами тела. Она не во мне, не в человеке!..
    Это удивило меня, так как всю дорогу я думала, что искать ее надо где-то внутри себя, внутри этой человеческой формы. В сердце, животе. Еще где-то, куда указывают практики и ёги всех мастей.

    Потому я решила написать комментарий в надежде, что Вы сможете пояснить этот момент 🙂
    Может, есть несколько Сердцевин??
    Одна из которых вроде как и в теле??..
    Потому что пока я прочувствовала, что это не так. Сердцевина не принадлежит телу, она многограннее и уникальнее "тепла в животе".
    Хотя, может, именно это Вы и имели в виду, а я Вас не поняла, сама додумывая, что Сердцевину нужно найти именно в теле и будто Вы тоже так считаете.

    В любом случае, с благодарностью и уважением к Вашему труду! Буду рада любым подсказкам и мыслям.

     

    ПС: к слову, сюда же укладывается знание о себе "я смертна/я умру"  и его противоположность "я бессмертна/я не могу умереть", что так же приводит в некой точке вне тела.

    Reply
    1. Артём Лесман 11.06.2021 at 10:31

      Добрый день, Джулс!

      Даже и не знаю, что вам ответить. 🙂 Написать вам только то, что «я не считаю, что Сердцевина находится где-то в теле» – это маловато. Написать что-то большее – ох как не просто.

      Дело в том, что Сердцевина – предельно загадочное явление. Сердцевину нельзя однозначно описать или однозначно представить. И любые разговоры о ней – это способ хоть как-то назвать это явление.

      Поэтому любое описание Сердцевины – в конечном счёте будет ошибочным.

      Я полагаю, что Сердцевина – и в теле и за его пределами. Сердцевина пронизывает всё чем мы являемся и даже более того – связывает нас со всем, что находится за нашими пределами.

      Поэтому я работе с Сердцевиной я бы вообще не привязывался к телу или к её местоположению. Куда важней живой опыт контакта с ней.

      Reply
    2. Артём Лесман 11.06.2021 at 10:37

      «Должна существовать какая-то первичная сила, но мы не можем найти этому никаких доказательств. Я верю, что она действует, но не могу ее видеть. Я могу ее чувствовать, но она не имеет никакой формы.»

      Чжуан Цзы

      Reply

Leave A Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *