Три предпосылки работы с внутренними конфликтами

Это десятая заметка в серии «О Пути Сердца». Для лучшего понимания написанного следует читать заметки с начала.

Краткое содержание заметки:

  • все процессы позитивны;
  • в человеке нет ничего лишнего;
  • человек – это загадка.

 

В серии заметок о Пути Сердца мы всё ближе подходим к разговору о разрешении внутренних конфликтов. Но за шаг до того, как мы погрузимся в практику, мне важно сосредоточить внимание на трёх предпосылках, могущих облегчить процесс обретения целостности себя. Идеям этим меня научил опыт многих клиентов, с которыми мне довелось работать и посчастливилось соучаствовать в разрешении их внутренних конфликтов.

Некоторым людям может оказаться нелегко согласиться с предпосылками, о которых идёт речь. Мне  потребовалось несколько лет регулярных подтверждений этих идей, чтобы принять их и сформулировать понятным образом. Работа с конфликтами возможна и без них, но в таком случае она потеряет часть потенциальной эффективности.

Даже если поначалу вам предпосылки покажутся глубоко чуждыми, продолжая работать над собой, двигаясь к целостности себя, уверен, вы обнаружите их правдивость.

Все процессы позитивны

Как мы уже увидели на примере «хорошего парня»: есть то, что мы в себе считаем привлекательным, но есть и такие качества, которые нам могут показаться вредными, деструктивными и просто отвратительными. И, скорее всего, они таковыми являются. Но в глубинной сути все наши процессы прекрасны и полезны, а искажаются от того, что мы негативизируем их проявления.

Поясню метафорой. Представьте ручей освежающей воды. Он прекрасен, он создаёт и подпитывает жизнь. Но вдруг мы решаем, что он неправильный и от него необходимо избавиться. Мы строим плотину, возводим стены… Временно мы перекрываем течение ручья. Но вода накапливается, переливается через края, давление на стены постоянно возрастает. Плотина то там, то здесь даёт течь…

Ручей из созидательной силы превратился в опасность, грозящую смыть всё на своём пути. Но суть ручья не поменялась – он так и остался потоком чистой воды. Однако наше сопротивление и непринятие сделали его деструктивным. И чем сильнее мы боремся с потоком воды, чем выше возводим стены, тем большую разрушающую силу создаём внутри себя.

Точно так же и с психологическими процессами. Будучи принимаемыми – они становятся нашим ресурсом. Но отвергая, мы своими руками причиняем себе вред.

Давайте я поясню на простом примере. Возьмём, например, лень. Несомненно, лень вредна. Она мешает нам жить, работать, достигать результатов. Лень, буквально может окутать нас, лишить воли, парализовать наши действия. Но, идя вглубь этого процесса, мы можем, например, обнаружить, что за ленью скрывается потребность в заботе о себе. Что мы давно уже не бывали расслабленными и отчаянно нуждаемся в отдыхе. А впустив в свою жизнь расслабление и отдых в достаточном количестве, мы даже можем обнаружить, что от этого работоспособность наша только возросла.

Нет ничего лишнего

Идея о том, что человеку для достижения счастья непременно надо от чего-то избавиться, достаточно популярна. Многие люди полагают, что надо избавиться от определённых качеств. Большое число психологов считает, что человеку мешают так называемые психологические защиты и адаптационные механизмы.

Мой опыт заставляет верить в то, что в человеке нет ничего лишнего. Неприятные качества, как мы уже говорили в предыдущей предпосылке, могут быть трансформированы в ценные ресурсы. А мешающие защитные механизмы – в сути своей прекрасные психологические инструменты, весьма полезные в жизни.

У Кастанеды есть метафора, согласно которой человек может быть представлен в виде острова, содержимое которого заполнено разными элементами. Остров – это наша психика, элементы – вся совокупность внутренних частей и процессов. Никакие элементы острова не могут быть выброшены, но мы можем изменять их конфигурацию и степень выраженности – что-то выводя на передний план, а что-то делая второстепенным.

У вас может возникнуть вопрос: а как же чужеродное в нас? Например, интроекты? Тот же Кастанеда не раз на страницах своих книг высказывал идею о наличии чужеродного. Но дело в том, что внешнее не может стать нашей частью. Оно не способно нарушить целостность психики. И неважно, о чем мы говорим: злых духах в шаманизме или интроектах в психологии.

Я полагаю, идея чужеродности вполне уместна, но не в том смысле, в каком большинство людей привыкли думать. На нашем «острове» не появляются какие-нибудь паразиты или ненужное «барахло». Но, повинуясь давлению внешних обстоятельств, мнению других людей… мы вполне можем неосознанно производить соответствующие изменения внутреннего распорядка своего психического пространства. По сути именно так и происходит психологическая травма, так мы перенимаем сценарии поведения, заимствуем социальные шаблоны…

Случается это тогда, когда мы далеки от целостности. Чем меньше мы принимаем свои различные проявления, тем больше подвержены влиянию извне. И наоборот: чем больше целостность, тем больше иммунитет к чужеродному.

Нецелостный человек подобен магнитному материалу. Который, попадая в магнитное поле, через некоторое время сам становится магнитом. Внешний магнит не проник внутрь материала, не нарушил его целостность. Магнитный материал самостоятельно изменил внутреннее состояние, повинуясь внешнему воздействию.

Так же и с человеком. Будучи нецелостными, мы не в контакте с множеством частей и проявлений — мы не являемся хозяевами на своём «острове». А если хозяева не мы, то ими может стать нечто внешнее.

Отсюда и рецепт — для избавления от чужеродного нам не нужно что-то из себя выкидывать, а достаточно работать над целостностью. Обладая принятием разных проявлений себя, мы будем способны произвести перестановку на «острове» так, чтобы всему найти достойное место и применение. Когда все наши части будут учтены, они приобретут иммунитет к чужеродному внешнему воздействию.

Человек – это загадка

Воин, зная о непостижимой тайне окружающего мира и о своем долге пытаться раскрыть её, занимает свое законное место среди тайн и сам себя рассматривает как одну из них.

Карлос Кастанеда "Дар Орла"

 

Мы уже говорили в прошлых заметках, к чему приводит упорство в самоидентификации. Выбирая какой-то вариант описания себя, мы маргинализуем всё, что не укладывается в наше восприятие.

Но каждый момент мы какие-то. У каждого из нас есть типичные, повторяемые черты. Логично считать себя молчаливым интровертом или гиперактивным холериком, если мы устойчиво проявляемся подобным образом. В чём тут может быть ошибка? Какие есть альтернативы?

Мы чаще всего правы в типизации себя. В том смысле, что тип действительно описывает нас: самую «выпуклую» часть личности. Но мы совершаем другую ошибку — ставим знак равенства между собой и психотипом. Тем самым маргинализуя нетипичные проявления.

Поясню метафорой айсберга. В целостности своей, включающей надводную и подводную части, айсберг подобен нашей личности, включающей как проявленную, так и скрытую части. Видимая часть — это то, как мы проявляемся, то, что можно явно наблюдать, фиксировать, систематизировать и типировать. Скрытая часть — это наша внутренняя «терра инкогнита».

Ориентироваться только лишь на видимую часть — действие вполне привычное для большинства людей. Это сильно упрощает жизнь, делая себя и других понятными. Но становится значительным препятствием для тех, кто хочет познать себя или для тех, кто стремится к целостности.

Даже обладая устойчивым характером, жёсткими моделями поведения, предсказуемостью… в сути своей мы остаёмся загадочными и непостижимыми. Об этом важно помнить тем, кто соизмеряет свою жизнь с Путём Сердца.

 

Описанные предпосылки могут оказаться очень полезными в дальнейшей работе. В следующей заметке мы поговорим об этапах работы с внутренними конфликтами.

Leave A Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *