Психология и эзотерика. Где границы между ними?

Давно размышляю на эту тему. В практической психологии я уже лет девять, а с эзотерикой знаком и того дольше. И все эти годы я время от времени пытался осмыслить то, как соотносятся эти две важные для меня области.

Разграничивающие концепции

Существует их не так уж и много, но все я рассматривать не буду. Остановлюсь только на основных.

  1. Есть идея, что различаются они научностью: психология — это наука, а эзотерика — нет.
  2. Есть идея, что между психологией и эзотерикой нет значительных отличий.
  3. Есть идея, что различаются они техниками и практиками.
  4. Есть некрасивая концепция, утверждающая, что эзотерика — продукт первобытного и детского мышления. Что она наполнена суевериями, иллюзиями, фантазиями, иррациональными верованиями…
  5. Есть красивая концепция того, что различаются они областью воздействия: психология имеет отношение исключительно с субъективным миром человека и им ограничивается, а эзотерика апеллирует к объективной реальности.
  6. Есть идея, что человек существует на разных уровнях (атманическое, астральное, ментальное и прочие тела), и психология с эзотерикой воздействуют на разные уровни.

Разберёмся в понятиях

Определив точно значения слов,
вы избавите человечество от половины заблуждений.
Рене Декарт

Прежде чем отвергать или соглашаться с теми или иными идеями, разделяющими психологию и эзотерику, имеет смысл разобраться с тем, каким содержанием мы наполняем эти слова. В противном случае мы будем сравнивать непонятно что с непонятно  чем — что и происходит в большинстве случаев.

Когда мы говорим о психологии, следует чётко понимать, что мы под ней подразумеваем.

И сразу следует выделить две большие области: академическую и практическую психологию.

Академическая психология – это наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей.

У практической психологии совсем другие цели. Для неё важно помочь конкретному человеку (самому себе или другому) или группе людей решить их конкретную проблему.

И в идеале, предполагается, что практическая психология черпает стратегию работы, инструменты и практики из психологии академической… но на практике происходит всё совсем по-другому. Дело в том, что академическая психология изучает возможно самое загадочное в мире явление – человеческую психику – которую нельзя ни пощупать, ни непосредственно наблюдать, ни полноценно измерить каким-нибудь прибором. И если бы практическая психология опиралась исключительно на научные данные, то оказалась в большинстве случаев бесполезной.

Таким образом, между практической и академической психологией существует огромная пропасть, преодолеть которую, возможно, не удастся никогда.

Но и этого разделения для нас будет недостаточно: следует так же разделить практическую психологию на так называемую «кухонную» (или профанную) и профессиональную практическую психологию.

«Кухонная психология» (иногда её называют «житейской психологией»), как правило, конкретна и объективна. Она опирается на известные закономерности, приметы, законы… которые могут быть почерпнуты из различных источников: популярной психологической литературы, мудрости значимых людей, собственных наблюдений за другими…  При этом подобные знания могут быть вполне адекватными, а могут иметь к реальности очень слабое отношение.

Профессиональная практическая психология (дальше я буду называть просто «практическая психология») в существенной степени субъективна – нацелена на внутренний мир конкретного человека или межличностные процессы конкретной группы.

Ещё сложнее ситуация обстоит с эзотерикой. Следует различать два противоположных понятия эзотеризм и экзотеризм.

* Да простят меня читатели – термин «мистика» я тут использую некорректно и для меня это вынужденная мера, помогающая задать некую надсистему, которая включает в себя эзотерику-экзотерику. Возможно существует более подходящее слово для этого, но я его не знаю.

Эзотерика – это тайное знание, доступное лишь небольшой группе людей.

Экзотерика – знание общедоступное, не представляющее тайны.

Уже из этих простых определений можно понять – то, что мы привыкли называть «эзотерикой», в большинстве случаев, ей не является. Так, почти все перечисленные мной идеи, разграничивающие психологию и эзотерику, на самом деле под «эзотерикой» понимают тот или иной вид экзотерического знания. А с настоящей эзотерикой большинство из нас вовсе не знакомы.

Эзотерику, в силу её закрытости, достаточно тяжело описать. Тем не менее я дальше в тексте постараюсь аргументировано это сделать. Сейчас же лишь отмечу несколько характерных для неё моментов. Во-первых, эзотерика не является добровольным мероприятием:

  • у Кастанеды можно встретить идею о том, что не сам человек встаёт на «путь воина», но его к этому принуждает Дух;
  • или, например, известен феномен «шаманской болезни», когда человека начинают мучить духи и делают это до тех пор, пока он не утверждается в стремлении быть шаманом;
  • и т.д.

Во-вторых, эзотерика требует значительной усердной работы над самим собой. Работы, которая во многом психологична и должна приводить в обретению высокой целостности психики для того, чтобы человек был способен встречаться с «запредельным», не разрушаясь при этом.

Экзотерика не требует такого глубокого погружения и предъявляет меньшие требования к человеку. Прежде всего, это определённые знания о мистических закономерностях, принципах, законах… которые можно понять, записать, передать, научить.

Но и экзотерику можно разделить на две области: «кухонную» (или профанную) и профессиональную экзотерику.

Профессиональная экзотерика (дальше я буду называть просто «экзотерика»)  предполагает обучение (передачу от учителя ученику, инициацию), изучение неких  законов, развитие тонкой чувствительности себя и окружающей действительности, умение распознавать и интерпретировать знаки мира и т.д.

«Кухонная экзотерика» не требует от человека ничего, кроме почерпнутых из разных источников знаний: от примет и гороскопов до вольной интерпретации серьёзных духовных и эзотерических текстов.

Пороги вхождения и сущностное содержание

Чтобы лучше понять различия в описанных понятиях, опишу «порог вхождения» и сущностное содержание каждой из областей. Заранее оговорюсь, что тут я не могу быть абсолютно точным в описаниях (это слишком сложная задача) и таких целей перед собой не ставлю, однако постараюсь передать общие тенденции каждой из областей.

 

Порог вхождения

Сущностное содержание

Академическая психология

Высшее психологическое образование. Знание принципов научного исследования и умение их применять.

  • Исследовательская деятельность.
  • Сохранение, поддержание и развитие научного знания.
  • Взаимодействие с коллегами (принадлежность академическому сообществу)

Кухонная психология

Минимальные знания популярной психологии. Набор псевдопсихологических верований.

  • Следование законам, принципам, предписаниям, ритуалам психологического содержания.

Практическая психология

Профессиональное практическое обучение как минимум одному направлению в психологии. Некоторая личная терапия и супервизия.

  • Помощь клиентам (пациентам):

     

    •  диагностическая: информирование клиентов об их скрытых психологических механизмах, мотивах, причинах проблем…
    • трансформационная: соучастие в разрешении внутриличностных проблем клиента.
    • поддерживающая: поддержка в том, чтобы быть взрослой личностью.
  • Взаимодействие с коллегами (принадлежность проф. сообществу – иногда неформальному).
  • Обучение и самообучение

Эзотерика

Принятие зова Духа.

  • Глубокая работа над собой.
  • Следование Духу.

Кухонная экзотерика

Минимальные знания популярной мистики. Набор псевдомистических верований.

  • Следование законам, принципам, предписаниям, ритуалам мистического содержания.

Экзотерика

Профессиональное практическое обучение как минимум одному мистическому направлению. Некоторая мистическая терапия и супервизия.

  • Помощь клиентам (пациентам):

     

    •  диагностическая: предоставление людям доступ к мистическим знаниям о себе и мире.
    • трансформационная: соучастие в разрешение объективных проблем – сглазы, порчи, привороты, заговоры…
    • поддерживающая: поддержка в реализации своей миссии.
  • Взаимодействие с коллегами (принадлежность проф. сообществу – иногда неформальному).
  • Обучение и самообучение

* Приставка «псевдо» совсем не значит, что верования лживые и не соотносятся с реальностью (в некоторых случаях так и есть, но далеко не всегда). «Псевдо» означает что верования «завёрнуты в обёртку» мистического или психологического, но таковыми на самом деле не являются.

Как вы можете заметить, «кухонная психология» очень и очень похожа на «кухонную экзотерику». И зачастую обе эти области гармонично сочетаются в одних и тех же людях.

Профессиональные практикующие психологи и профессиональные экзотерики так же во многом схожи, но схожесть здесь в большей степени вытекает из того, что и те и другие являются профессионалами: серьёзно относятся к своей деятельности, продолжают обучаться и развиваться в своей области.

Академическая психология и эзотерика стоят особняком как друг от друга, так и от других перечисленных областей.

Разбор разграничивающий идей

Теперь вернёмся к разграничивающим идеям и попробуем взглянуть на них с учётом ясного понимания того, что вкладывается в понятия «психология» и «эзотерика».

1. Психология — это наука, а эзотерика — нет.

Академическая психология – это наука. Всё остальное – нет. Это вполне адекватное разделение, но чаще всего оно бессмысленно, так как под психологией подразумевают «практическую психологию», и именно её испытывают потребность отделить от эзотерики.

2. Между психологией и эзотерикой нет значительных отличий.

На «кухонном» (профаном) уровне – отличий почти нет. На профессиональном уровне – отличия существенны.

Но самое интересное, конечно, это сравнение профессиональной психологии и эзотерики. Здесь мы несомненно сможем обнаружить как сходства, так и существенные различия – одно ключевое и несколько второстепенных. Но об этом позже.

3. Психология и эзотерика различаются техниками и практиками.

И да и нет.

Это утверждение неправильно в том смысле, что в действительности многие психологи берут целиком, либо адаптируют под свои нужды уже существующие практики и идеи, используемые в той или иной духовной традиции.

Справедливо же утверждение в том смысле, что хоть и пользуются в эзотерике и психологии одними и теми же практиками, но в эзотерике они имеют часто более тотальный характер.

Так, например, в психологии практика медитации может использоваться от случая к случаю (каждый день по 10 минут или в ситуациях, где человек испытывает сильные переживания), а в эзотерике медитация может быть центральной (а иногда и единственной) практикой, которую следует выполнять везде и всегда.

4. Эзотерика — набор суеверий, иллюзий, фантазий, иррациональных верований…

Такое мнение об «эзотерике», в некоторых случаях вполне оправдано. К сожалению, именно «эзотерики» приложили к этому массу усилий. Ведь немало тех, кто прочитав пару книг или посетив несколько соответствующих курсов, начинают называть себя магами, колдунами, ведьмами, воинами света… и нести своё «знание» в мир. При этом, не обладая ни целостностью, ни зрелостью, ни устойчивостью, которые можно было бы получить в длительной практике и психологической работе над собой, такие люди становятся лицом «эзотерики» и тем самым создают соответствующее представление о ней.

Психиатры знают и ежедневно наблюдают людей с шизофренией, и подавляющее их число может рассказать о своих увлечениях Кастанедой, Блаватской, внетелесными путешествиями, астральными битвами, психотропными веществами… И это почти правило: чуть ли не все люди с шизофренией «эзотерики». Поэтому возникает соблазн сделать следующий мысленный шаг и предположить, что все эзотерики в той или иной степени больны на голову.

Но всё это имеет отношение только к активным и не очень устойчивым «кухонным экзотерикам». Профессиональные экзотерики, как правило, люди вполне устойчивые. Не говоря уже об эзотериках, которых не так-то и просто встретить.

С другой стороны такое отношение к эзотерике продуцируется и её ярыми противниками – людьми с жёсткими мировоззренческими установками материалистического типа. Здесь же и научный атеизм и медицинская психиатрия… некоторые когнитивно-поведенческие психологи. Но, справедливости ради, часто такое же отношение у этих людей и к профессиональной практической психологии.

Дело в том, что существование неизвестного и загадочного подвергает опасности жёсткую картину мира человека и его представление о себе. Негативизация тайного становится надёжной защитой своего мира.

5. Психология взаимодействует с субъективным миром, эзотерика — с объективной реальностью.

Это красивая концепция, которую я слышал из уст Юли Зотовой и даже начинал спорить с ней на эту тему. Но нашей дискуссии тогда не суждено было прийти к логическому завершению.

Красота этой концепции в том, что на контрасте она хорошо очерчивает «психологическое поле» в котором работают психологи – субъективный мир человека. И значительный выход за пределы этого поля означает то, что профессионал потерял профессиональную позицию.

И тут хочется сказать, что такое описание «эзотерики» справедливо для кухонной экзотерики и отчасти описывает экзотерику профессиональную (но в ряде случаев её сильно перевирает). И совершенно не справедливо именно для эзотерики, где предъявляются большие требования к зрелости и целостности человека, а потому требуется колоссальная внутренняя (субъективная) работа.

Кроме того, если уж быть честными, даже профессиональная практическая психология далеко не всегда так уж субъективна и ориентирована исключительно на внутренний мир человека. Здесь объективируются многие вещи: психотипы, шаблонные интерпретации (посланий телесных симптомов, значений образов сновидений и фантазий…), законы в отношениях и т.д.

Так что практическая психология далеко не субъективна. Да, если сравнивать практическую психологию и профессиональную экзотерику, то скорее всего мы обнаружим, что вторая более объективна. Однако, если сравнивать практическую психологию и эзотерику, то эзотерика окажется более субъективной, поскольку в ней не просто уделяется много внимания внутренним процесса человека, но и, например, наносится удар по объективности восприятия внешнего мира.

6. Психология и эзотерика взаимодействуют с разными уровнями бытия человека.

Таких разграничивающих концепций достаточно много. В основе их идея, что человека можно разделить на «части»:

  • тело, дух, душа…;
  • тело, чувства, мысли…;
  • эфирное тело, астральное тело, ментальное тело, атманическое тело…;
  • и т.д.

Либо человеку можно присвоить тот или иной уровень развития:

  • с привязкой к чакрам;
  • опираясь на спиральную динамику;
  • и т.д.

И для разных частей человека, либо для людей на разных уровнях развития, в большей степени определённый тип воздействия: психологический, эзотерический, религиозный…

Каждая такая концепция весьма специфична: она существует внутри той или иной мистической традиции или психологической школы. И для того, чтобы её критически осмыслить, сначала нужно углубиться в это учение – что в моём коротком разборе весьма затруднительно.

Наверняка многие концепции в какой-то степени справедливы, но если говорить именно об эзотерике и профессиональной практической психологии, то следует заметить две вещи:

  1. Разные уровни взаимопроникают друг в друга и воздействуя на один из них мы в тоже самое время оказываем влияние и на другой. Как это, например, происходит с телом, чувствами и мыслями.
  2. Если смотреть на техники в психологии и эзотерике, то часто можно заметить их сходство. Из чего можно предположить и значительное сходство в том, на что направлено их воздействие.

Почему эзотерика эзотерична?

Мы с вами обладаем уникальной возможностью, которой не было у наших предков: наблюдать интересное явление и его последствия. Дело в том, что относительно недавно, где-то в середине прошлого века, начался любопытный процесс – закрытые эзотерические сообщества начали открывать свои двери и делиться знаниями. Почему это произошло – мне не известно.

И вот прошло время, многое скрытое стало общедоступным… но если разобраться внимательно, то можно заметить, что тайные знания, получив широкое распространение, заметно трансформировались и потеряли важную часть своего содержания.

 

Было

Стало

Практика сталкинга

Искусство выслеживания себя и самотрансформации… Одна из фундаментальный техник достижения Абстрактного.

Метод скрытого влияния на окружающих. Способ победы в повседневных контактах, в делах и в работе, в конфликтах и спорах.

Практика сновидения

Смертельно опасное предприятие. Способ выхода за пределы привычного мира. Одна из фундаментальный техник достижения Абстрактного.

Трансформировалась в «осознанные сны» (ОС): способ безопасного увлекательного времяпрепровождения, развлечения.

Тайцзыцуань

Внутренний вид боевого искусства. Учение гармонии с собой и миром.

Лечебно-оздоровительная гимнастика для здоровья, гибкости и подвижности…

Цигун

Искусство постижения энергии «ци». Практика укрепления духа и достижения просветления.

Техника оздоровления, увеличения сил, улучшения самочувствия…

Айкидо

Внутренний вид боевого искусства. Путь гармонизации духа.

Боевое искусство. Способ победы в конфликтах.

Йога

Практика достижения возвышенного духовного и психического состояния.

Техника оздоровления, развития гибкости, улучшения самочувствия…

Тантра

Система практик для достижения высшей реализации.

Способ раскрепощения, увеличения сексуальной привлекательности, получения удовольствия в сексе…

Феншуй

Способ внутренней гармонизации, через воздействие на окружающее пространство.

Способ обустройства пространства для привлечения богатства, любви, удачи…

* Я весьма поверхностно передал изначальное сущностное содержание эзотерических техник и учений. Более подробно и развёрнуто в данном тексте это сделать не представляется возможным.

Список можно было бы продолжать очень долго… но общую тенденцию, думаю, передать удалось: изначально эзотерические техники и учения имеют трансперсональные цели, но получив широкое распространение, цели стали с одной стороны конкретными, с другой – очень утилитарными. Пропало стремление к возвышенному и запредельному, но остались общепонятные цели: стремление к силе, власти, богатству, здоровью, удовольствию…

Стоит отметить, что и сами техники стали конкретными – с жёсткими правилами выполнения и строгой последовательностью. Что не удивительно – ведь когда мы теряем глубинное содержание выполняемых действий (на что ориентируется эзотерик в своих практиках) нам остаётся лишь в большей степени ориентироваться на форму, ритуализируя практики и создавая догмы.

Наблюдая за тем, как повсеместно эзотерические практики трансформируются, получив широкое распространение, можно сделать важный вывод о том, что же составляет суть эзотерики. Эзотерика заключается вовсе не в тайных знаниях. Они имеют второстепенное значение и, с одной стороны, порождаются эзотерикой, а с другой – выполняют функцию сосуда, который без мистического содержания оказывается пустым.

Эзотерика же находится в каждом конкретном человеке. Она выражается в глубоком ощущении существования запредельного, которое мы называем по разному: дух, душа, дао, Бог, абстрактное, нагуаль, самость, сущность, Сердцевина… И в страстном стремлении человека достичь его. В готовности входить внутрь себя и выходить за свои пределы.

Но между теми, кто обладает подобным ощущением, кто принял зов и отправился в путешествие к себе и теми, кто пока ещё игнорирует воззвания своей души, оказывается огромная пропасть. Вот как её обозначает Аль Фарид, суфийский мистик и поэт:

«"Где? Кто? Не притчей, прямо говори!" —
Твердят они. Скажу ль, что ты внутри,

Что ты живешь в родящей солнце тьме,-
Они кричат: "Он не в своем уме!"»

Сущностное эзотерическое содержание знаний оказывается невидимым, когда попадает к тем, кто не готов его воспринять. И в завершении этой главы строки того же Аль Фарида, в которых он ярко описывает всё то, о чём я писал выше.

«Весь мир в тебе, и ты, как мир, един.
Со всеми будь, но избегай общин.

Их основал когда-то дух, но вот
Толпа рабов, отгородясь, бредёт

За буквой следом, накрепко забыв
Про зов свободы и любви порыв.

Им не свобода — цепи им нужны.
Они свободой порабощены.

И, на колени пав, стремятся в плен
К тому, кто всех зовёт восстать с колен.

Знакомы им лишь внешние пути,
А дух велит вовнутрь себя войти

И в глубине увидеть наконец
В едином сердце тысячи сердец.

Вот твой предел, твоих стремлений край,
Твоей души сияющий Синай.

Но здесь замри. Останови полёт,
Иначе пламя грудь твою прожжет.

И, равновесье обретя, вернись
К вещам и дням, вдохнув в них ширь и высь».

Отличия психологии и эзотерики

С учётом того, что уже было сказано, сравним практическую психологию и эзотерику. Если мы будем ориентироваться на практики и техники или пытаться опереться на критерий «субъективности», то встанем на зыбкую почву. Ведь именно в этих моментах психология и эзотерика очень похожи друг на друга. Но есть и явные отличия.

Начнём со второстепенных отличительных признаков и завершим ключевым.

 

Практическая психология

Эзотерика

Отличия

Социальный институт

Скрыта от социума

Часть жизни

Суть жизни

Свобода выбора

Нет выбора

Цель – решение персональных проблем

Цель – трансперсональная

Общее

Большое внимание субъективному миру человека

Сходство практик и техник

Социальная представленность

Практическая психология – это социальный институт. Кроме того, что она стремится решить конкретные проблемы конкретного человека, она ещё и стремится удовлетворить общественный запрос. Так, например, мы можем исторически проследить как появлялись разные подходы и направления в ответ на потребности общества:

  • Психоанализ с его идей сексуальности получил широкое распространение в обществе, в котором сексуальность маргинализировалась.
  • Идеи гуманистических направлений получили широкое распространение после Второй Мировой войны, когда общество испытывало в них наибольшую потребность.
  • И т.д.

В силу своей социальной представленности, практическая психология регламентируется гласными или негласными правилами, участвует в различных социальных отношениях.

Но ничего из этого не происходит с эзотерикой. В обществе она не представлена вообще! Социальных задач не решает, а только содержательно наполняет жизнь отдельных людей, которые ещё и не спешат этим делиться с другими.

Присутствие в жизни человека

Практическая психология стремится занять часть жизни человека, но не поглотить всё его время. В чём это выражается:

  • Можно часто встретить рекомендации практикующим специалистам иметь дела, увлечения, хобби за пределами психологии и с ней не связанные. Это важно для профилактики профессионального выгорания.
  • Процесс психологической консультации или групповой терапии изначально построен как существующий параллельно основной жизни (как бы в неё не включенный). Психологи говорят, что для своих клиентов создают безопасные и поддерживающие пространства, отличные от реальной жизни, где можно экспериментировать, пробовать новое, быть разным.
  • Практики (домашние задания), которые психологи рекомендуют своим клиентам так же имеют чаще всего локальный характер – ограничены по времени (например, каждый день по 15 минут) и завершаемы (например, написать список из 10 положительных качеств или писать его, пока не надоест).

Другими словами, практическая психология как бы отделена от реальной жизни и занимает только её часть.

Эзотерика же претендует на всю жизнь человека и стремится занять каждое мгновение бодрствования и сна. Она не отделена от жизни – существует в самом её эпицентре. А практики тут часто тотальны.

Выбор

Практическая психология в большинстве случаев поддерживает и пропагандирует свободу выбора. Проявляется это и в пороге вхождения в профессию, где человек сам решает становиться ли ему специалистом, либо этого не делать. Это личный выбор человека. Проявляется это и в стремлении психологов расширить арсенал возможных выборов у своих клиентов.

Эзотерика же существует на том уровне, где у человека не остаётся выбора. Не сам человек решает, вступить ли ему на территорию эзотерики или нет. Например, у Кастанеды есть утверждение, что «на пути воина нет добровольцев». И у того же Кастанеды можно встретить описание отношения воина к свободе и выбору. Где единственный выбор, который делает человек на пути знания – это быть воином. А единственная свобода – действовать безупречно.

Надо заметить, что ни один из подходов не является ошибочным. Каждый из них смотрит на жизнь и человека из разных точек зрения.

Цели практической психологии и эзотерики

Практическая психология и эзотерика имеют разные цели. И это основное их отличие.

Практическая психология ставит перед собой весьма ясные и, можно сказать, очень человеческие цели. Чаще всего – это помощь человеку в решении его конкретных проблем: конфликты в семье или на работе, страх публичных выступлений или быть богатым, сложность сделать выбор или низкая самооценка, застревание в горе или чувстве вины… Реже целями становятся более глобальные вещи: например, развитие способности человека любить и работать.

Цели психологии проистекают из запросов людей. А запросы опираются на наши представления о себе и мире.

Эзотерика же смотрит на человека шире, и в её видении наши знания и представления о себе, равно как и наши желания – это далеко не всё, кем мы являемся. Всё это — небольшая часть нас настоящих, лишь вершина айсберга, бесконечно далёкая от полной целостности.

Цели эзотерики опираются на целостного человека и учитывают множество его неосознаваемых частей и проявлений. Таким образом, цели эзотерики находятся за пределами известного нам, не поддаются полноценному осознанию и не могут быть адекватно описаны словами. Несомненно, можно сказать, что цель эзотерики в практическом движении в духу, Богу, абстрактному, самости, Сердцевине, сущности… Но если такое определение покажется вам удовлетворительным, если вы ясно сможете объяснить, что такое «самость» или «сущность»… то знайте, вы уже исказили скрытую суть и обманули самого себя.

Бывает ли психология эзотеричной?

На этот вопрос можно ответить очень просто и лаконично – психология никогда не сможет стать эзотерикой.

Но в этом «нет» не всё так однозначно. Если смотреть на практическую психологию как на школы, подходы, книги, сообщества психологов, центры… то это, конечно, не эзотерика.

Но суть практической психологии вовсе не в знаниях и практиках, а в самом человеке… вернее в его глубинных процессах. Если бы человек не обладал внутренним миром или не имел возможность с ним соприкасаться, то все психологические техники враз потеряли бы смысл. Практическая психология только потому может помогать человеку, что он сам способен «внутрь себя войти».

И тут мы подходим к интересному моменту: суть практической психологии в возможности взаимодействия с внутренним миром человека, но и в эзотерике «дух велит вовнутрь себя войти». И как бы парадоксально это не звучало, но эзотерика ближе к практической психологии, чем к экзотерике.

Отличия между практической психологией и эзотерикой проистекают из разных целей и выражаются в разном обращении с внутренним миром. Практическая психология заходит в гости «внутрь себя» и возвращается оттуда с дарами – новым пониманием, разрешением конфликтов, изменениями. Эзотерика же предлагает не просто быть гостем и исследователем внутреннего мира, но поселиться в нём и стать его хозяином («умри для суеты и оживи внутри»). Или, другими словами, соединиться с ним, стать тождественным ему.

«Давно поняв, что цель и смысл пути — 
В самом себе безмерное найти.

Так откажись от внешнего, умри 
Для суеты и оживи внутри.

Уняв смятенье, сам в себе открой 
Незамутнённый внутренний покой.

И в роднике извечной чистоты 
С самим собой соединишься ты».

* Умереть для суеты – совсем не значит отказаться от внешнего мира. Дело обстоит ровно противоположным образом – соединившись с собой мы получаем возможность глубокого погружения в окружающую нас действительность.

Другими словами практическая психология всегда будет обитать на пороге внутреннего мира, выступая проводником между проявленным и скрытым. И как только практикующий решится войти глубже, он потеряет ориентацию на социум, а то, чем он будет заниматься, перестанет называться психологией. А если психолог значительно отдалится от мира внутреннего, то он потеряет профессиональную позицию и будет заниматься профанацией.

Что могут дать друг другу психология и эзотерика?

Практическая психология и эзотерика близки друг другу. Обе они нацелены на взаимодействие с внутренним миром. Но, как мы выяснили – делают это по-разному. Эти различия вовсе не делают практическую психологию и эзотерику антогонистами, но способны дополнить обеих.

Практическая психология, решая проблемы людей, научилась хорошо разрешать внутренние конфликты. А всё это приводит к важному следствию – обретению большей целостности себя, столь необходимой в эзотерике.  Здесь практическая психология собрала обширные знания, опыт, стратегии работы… которые будут полезны любому мистику.

Эзотерика же, на протяжении тысячелетий, с трепетом, любовью и заботой, берегла знание о том, что «несуществующее есть». Знание, без которого жизнь становится сухой и безжизненной, а люди являются роботами, выполняющими социальные задачи. Или стремятся удовлетворять только свои ежеминутные потребности.

Знание о «запредельном» наполняет жизнь вкусом, воодушевляет на путь к себе. Всем этим эзотерика способна поделиться с практической психологией. Наделяя её смыслом, красками, азартом и делая предельно настоящей.

В идеале, практическая психология готовит надёжный фундамент и сопровождает в путь к самому себе. Эзотерика – задаёт направление движению и подпитывает энергией в пути.

Leave A Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *