Последовательность работы с внутренними конфликтами

Это одинадцатая заметка в серии «О Пути Сердца». Для лучшего понимания написанного следует читать заметки с начала.

Краткое содержание заметки:

  • о страданиях «хорошего парня»;
  • последовательность работы с внутренними конфликтами;
  • идея Минделла о четырёх краях.

 

Ранее мы описали «хорошего парня», которому не так уж и хорошо. Начиная с этой заметки и на протяжении ещё нескольких, мы будем говорить о том, как можно ему помочь.

О страданиях «хорошего парня»

Мы уже знаем суть страданий «хорошего парня»:

  • Он чувствует, что живёт не свою жизнь, что точно отражает реальность: жить из небольшой части себя – значит отказаться от всего остального.
  • Он находится в конфликтных отношениях с другими: близкими, друзьями, коллегами, случайными людьми. Но конфликт начинается в его душе, а продолжается во всём, с чем взаимодействует «хороший парень».
  • На глубинном уровне он замечает собственную нецелостность.

Мы также знаем источник страданий человека – раздробленность его души. И для того, чтобы «хорошему парню» стало легче, нужно, чтобы внутренние конфликты разрешались, а отвергаемые части занимали своё естественное место в целостной системе психики.

Последовательность работы с конфликтами

Процесс разрешения внутренних конфликтов имеет вполне ясную последовательность, в которой можно выделить четыре этапа.

1. Обнаружение внутреннего конфликта

Для того, чтобы начать работать с конфликтом, необходимо его обнаружить и признать то, что он имеет отношение ко мне.  Буквально заметить, что есть что-то во внешней или внутренней реальности, что меня «задевает».

2. Денегативизация и принятие ценности

Отвергаемые части, участвующие во внутреннем конфликте, нами негативизированы. И прежде чем мы сможем сделать их частью себя, нам необходимо проделать обратную работу – денегативизировать их, принять их ценность.

3. Интеграция

На этом этапе работы появляется необходимость впустить ранее отвергаемую часть в свою душу – найти ей подобающее место. «Разместить» её в своём теле, чувствах, проявлениях, состоянии. Начать осторожно вести себя по-новому в безопасных ситуациях: наедине с собой и в кругу близких людей. Благодаря этой практике мы начинаем обретать новые полезные качества и состояния.

4. Изменение поведения и жизни, размещение в реальности

Это заключительный этап работы с внутренним конфликтом. На нём происходит окончательная интеграция нового качества в жизнь. Как если бы оно стало естественной частью нас – чем-то обыденным и повседневным, как дыхание. Пройдя четвёртый этап, мы становимся способными беспрепятственно проявлять новое качество как наедине с собой и близкими, так и в контакте с незнакомыми людьми.

Минделл о четырёх краях

В следующих заметках я подробно остановлюсь на каждом этапе, попробую помочь «хорошему парню» и предложу практики для работы. Но сейчас хочу поделиться идеей Арнольда Минделла, описанной в книге «Квантовый ум», о четырёх краях. Идея эта во многом схожа с описанными этапами и позволяет увидеть работу с конфликтами с альтернативного ракурса.

Мы чуть раньше говорили, что такое край в процессуальной психотерапии. Это естественное препятствие, которое отделяет привычную идентичность (то, что мы считаем собой) от того, что нами воспринимается как «не Я». У края каждый раз в той или иной степени мы встречаемся с «краевыми переживаниями»: страхом, замешательством, дезориентацией и так далее.

Другими словами идея Минделла о четырёх краях – это идея о четырёх последовательных естественных препятствиях, с которыми сталкивается человек, разворачивающий вторичный процесс (двигающийся к целостности).

1. Край для вхождения в процесс (край для процесса)

Это край для саморефлексии. Мы часто ориентированы на повседневную общепринятую реальность и маргинализуем внутреннюю жизнь: чувства, переживания, фантазии, телесные ощущение… Пока мы не пересекли край на вхождение в процесс, всё это для нас остаётся неизвестным.

Первый край создаёт проекции: если мы не замечаем события в себе, то помещаем их вовне – в казалось бы не связанные с нами ситуации и проявления людей. Так рождается большинство конфликтов с другими.

Этот край связан и с опытом психосоматических симптомов. Маргинализуя послания своего тела, когда эти сигналы становятся уже сильней, мы обнаруживаем себя уже больными. Болезнь для нас оказывается неприятной неожиданностью.

Вообще внезапные события часто указывают на то, что раньше мы стояли у порога этого края и его не переступали. Игнорировали более тонкие и малозаметные сигналы, являющиеся предшественниками неожиданных ситуаций.

2. Край для значимости процесса (край для содержания)

Даже если нам удаётся обнаружить процесс, мы сталкиваемся со следующим краем. Если содержание процесса сильно отличается от того, как мы себя воспринимаем, то мы склонны маргинализовывать его значимость.

Так многие из нас время от времени запоминают сны или прислушиваются к чувствам и ощущениям, обнаруживают себя в удивительных состояниях. Но полагают свои наблюдения недостаточно значимыми, для того, чтобы с ними что-то делать дальше. Таким образом послания и процессы так и остаются нераскрытыми. Мы буквально выбираем не заморачиваться подобной «ерундой».

3. Край для проживания процесса (край для личного мира)

Мы можем открывать в себе что-то новое и принимать значимость этого, но остановиться у края проживания процесса. Например, мы можем осознать, что нам важно быть более спонтанными, но затем иметь препятствие (край) для того, чтобы проживать это состояние в теле и в поведении с теми, кто нам наиболее близок.

Край для проживания процесса проявляется в сложности впустить в себя новый опыт, начать вести себя непривычным образом… стать немного другим человеком.

4. Край для Вселенной

Четвёртый край проявляется в убеждённости, что мы отдельны от окружающей нас действительности. Что наша идентичность не связана с миром за пределами нашей собственной семьи и группы. А также в нежелании распространять себя в большой мир и быть его частью.

Идея края для Вселенной как правило вызывает много непонимания. Отвечая на вопросы о последнем крае, Эми Минделл говорит, что он касается того, чтобы считать Вселенную привычным местом для воплощения в жизнь наших  внутренних процессов.

 

В завершении описания идеи о четырёх краях процитирую Арнольда Минделла — его резюме к этой интересной теме.

«Короче говоря, края для восприятия возникают, когда процессы кажутся слишком чуждыми. Как только вы переступаете первый край и решаете войти в процесс, вы сталкиваетесь со вторым краем и снова приостанавливаетесь, так как содержание того, что возникает, для вас слишком непривычно. Преодолев край для содержания, вы встречаетесь с еще одним препятствием проживания значения этого процесса в окружающем мире, ощущения его в своем теле, использования его во взаимоотношениях и проявления новых восприятий в своей объективной реальности.

К четвертому порогу вы подходите, когда вам предстоит позволить своему процессу восприятия связывать вас с Вселенной, проживать процессы вне вашего непосредственного окружения».

 

В следующей заметке мы начнём говорить о первом этапе работы с внутренними конфликтами – об их обнаружении.

Leave A Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *