О практике Сердцевины

Это третья заметка в серии «О Пути Сердца». Для лучшего понимания написанного следует читать заметки с начала.

 

В прошлых заметках я уже писал о важности выбора Пути Сердца и о Сердцевине, «точке», в которой Путь Сердца зарождается. Информация по ссылкам будет полезна для понимания этой заметки.

Я знаю два больших направления работы с Сердцевиной. Первое — работа напрямую: с помощью практик соприкасаться с центром своей личности, черпать силы из этого источника и воплощать приобретённое состояние в жизнь. Второе направление — работа с внутренними конфликтами, поляризованными элементами психики: их интеграция и воссоздание собственной целостности, возвращение к Сердцевине.

Оба варианта работы идут рука об руку. Практика в одном направлении увеличивает эффект другого: хороший контакт с Сердцевиной даёт ресурсы и устойчивость для работы с внутренними конфликтами, а работа с внутренними конфликтами увеличивает целостность психики и помогает контакту с Источником.

В начаое я расскажу о прямой работе с Сердцевиной. Этот вариант в меньшей степени требует специальной подготовки и доступен почти любому человеку для самостоятельной практики.

Вариантов погружения в состояние Сердцевины множество. Вот некоторые из них:

  • рисование мандал;
  • некоторые техники работы с коллажами внутреннего мира;
  • некоторые медитации (например, сидячая медитация дзадзэн);
  • некоторый голосовые практики;
  • грамотно выполняемые молитвы;
  • техники работы с осью пространства;
  • аутентичные движения;
  • критский и шартрский лабиринты;
  • отдельные практики внутренних стилей боевых искусств (в том числе цигун);
  • процессуальная работа с «Создателем сновидений» (или «Создателем симптомов»);
  •  и так далее.

Возможно, одни практики будут вам интересны и вызовут воодушевление, другие скучны, а третьи и вовсе окажутся неприятны. При всём уважении к техникам рисования и коллажа, лично мне они не близки. Другое отношение у меня к медитациям, работе с пространством и боевым искусствам: одна мысль о них воодушевляет и вызывает трепет.

Если вы всерьёз думаете о Пути Сердца, то вам придётся познакомиться с некоторыми существующими техниками, опробовать их и найти свою. Отношение к выполняемой практике имеет высокое значение.

Кажется правильным, когда о практике говорит тот, кто в ней разбирается и знает во множестве нюансов. Поэтому я не буду рассказывать о всех возможных способах погружения в Сердцевину. В следующей части я опишу технику «работы с осью пространства» — ей я пользуюсь регулярно. О применении критского лабиринта можно узнать в моей статье «Практическое применение критского лабиринта». Выполнять эту работу следует с акцентом на центре лабиринта — точке 8.

Множество других способов прямой работы с Сердцевиной уже описаны в книгах, информация о них есть в интернете. Существуют и учителя, которые способны обучать и передавать свои знания.

Независимо от техник, которыми вы будете пользоваться, ключевое — регулярная практика. Самое значительное влияние на меня оказали вовсе не психологические интенсивы или трансформационные тренинги. Да, они резко вырывали из привычного мира, помогали заглянуть в желаемое, заряжали и вдохновляли. Но без поддержки изменения отступали, и я возвращался к привычному состоянию. Другой результат от регулярных занятий и тренировок: эффект от них не столь яркий и наступает не так быстро, но изменения имеют устойчивый характер.

Карл Юнг для меня — пример регулярности в практике Сердцевины. Многие годы изо дня в день, каждое утро он рисовал в записной книжке маленький кружок, мандалу, которая отражала его внутреннее состояние. Даже не до конца понимая смысл работы, он настойчиво продолжал это делать. И лишь годы спустя, когда Юнг стал явственно ощущать эффект занятий, мандалы открыли для него свою суть.

 

«Я понял, что мандала и есть этот центр, средоточие всех путей, т.е. главный путь, что составляет индивидуальность».
(Карл Густав Юнг, «Воспоминания, сновидения, размышления»)

«Тогда же, в период между 1918 и 1920 годами, ко мне пришло понимание того, что цель психического развития — самодостаточность. Не существует линейной эволюции, есть некая замкнутая „самость”. Однонаправленное развитие возможно лишь вначале, затем все отчетливее проступает центр. Сознание этого вернуло мне уверенность в себе и внутреннее равновесие. Когда я выяснил, что выражает мандала, я достиг своего конечного знания. Может, кому-нибудь известно больше, но мне этого было достаточно».
(там же)

 

Надеюсь, мне удалось убедить вас в важности регулярной практики. Дерзайте. А в следующей заметке я поделюсь моим любимым способом погружения в Сердцевину.


Группы по теме заметки

Группа практики «Сердцевина»

Leave A Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *