Картография Пути Сердца

Описание закономерных этапов утверждения на Пути Сердца. Каждый этап описывает разные отношения с Сердцевиной.

Этап 1. Рай

 

Описание этапа

Это во много умозрительный этап жизни каждого человека, который мы вряд ли можем вспомнить. Однако на его существование указывает множество косвенных признаков: архетипические мифы (например, христианский сюжет о потерянном Рае), психические процессы людей (отдельные сны, поведение, устремления и переживания), откровения мистиков…

Начинается всё с глубокого контакта с Источником жизни, максимального погружения в неё. Возможно и весьма вероятно, что происходит это в мгновение зачатия. То мгновение, в которое твориться чудо: вот ничего нет и вдруг появляется жизнь!

В это мгновение происходит непосредственный контакт с Богом (Сердцевиной, душой…), без каких либо защит, блоков или препятствий. Нуминозное переживание в его максимальной интенсивности к которому каждый из нас в последующей жизни стремится вернуться.

«Чтобы пациент излечился, ему необходимо родиться снова, а архетипической моделью такого рождения является космогония. Необходимо отбросить работу Времени и вернуться в рассветный миг, предшествовавший сотворению. На уровне человека это равнозначно тому, что он должен вернуться к «чистой странице» существования, к абсолютному началу, когда ещё ничто не было осквернено и испорчено».

Мирча Элиаде

Опасности этапа

Не известны. Скорее всего их нет.

Этап 2. Образование психического аппарата

Описание этапа

У этого этапа нет жёстких временных рамок: начинается он от момента рождения и длится на протяжении всей последующей жизни.

Библейский миф о том, как человек вкушает плод с дерева познания, как оказывается изгнанным из рая – это то, что проживает каждый отдельный человек без исключения.

На этом этапе происходит укрепление сознания и самоосознания, самоидентификация становится жёсткой. Между человеком и божественным появляются препятствия, мы отдаляемся от Сердцевины. Мы покидаем рай, но делаем это для того, чтобы вернуться в него в новом осознающем качестве.

Особенно интересными оказываются детские годы. С одной стороны, уже появляется некоторая самоидентификация, но с другой стороны она ещё не столько жёсткая. Мы оказываемся уже отделены от рая, но ещё имеем сильную связь с ним. Поэтому «сияние» источника часто прорывается и может быть осознанно воспринято и сохранено в памяти. И именно в детские годы мы обнаруживаем большое число воспоминаний о нуминозных переживаниях.

Но по мере развития психического аппарата связь с божественным становится всё слабей, нуминозных переживаний становится меньше, а жизнь теряет краски.

Опасности этапа

В этом этапе, самом по себе, нет ничего плохого. Но опасность может заключаться в том, как он происходит, в каких условиях формируется психический аппарат человека.

Так, к моменту ясного осознания мы можем прийти в относительной целостности, а можем оказаться раздираемыми внутренними конфликтами.

Очень многое зависит от условий взросления и социализации, от атмосферы в которой развивается человек и от того, как он сам на всё это реагирует и какие детские решения принимает.

У дона Хуана (из книг Кастанеды) есть идея «хорошего тоналя». Люди с хорошим тоналем имеют больше шансов через практику прийти к «правильному тоналю» (целостной психике). Людей с «плохим тоналем» дон Хуан сравнивал с «дырявыми горшками», из которых постоянно «вытекает» жизненная сила. «Плохой тональ» = психика, раздираемая внутренними конфликтами:

«Плохой тональ… поверхностный, хаотичный, склонный впадать в иллюзии и фантазирование, потому что плохо различает реальность и нереальность. Как правило, плохой тональ пребывает во внутреннем разладе – желания, эмоции и мысли влекут его в разные стороны, что соответственно определяет неровную судьбу такого человека».

Алексей Ксендзюк «Человек неведомы»

Какая бы психическая конституция не сформировалась у человека, она не является фатальным приговором, а становиться данностью для внутренней работы, её отправной точкой.

Этап 3. Зов

 

Описание этапа

Этот этап – повседневная обыденность для большинства людей. Проявления зова можно обнаружить в каждом клиентском запросе к психотерапевту.

Человек пришёл к более-менее устойчивой психической структуре, самоидентификация стала достаточной жёсткой, отделённость от души достигла некого критического уровня… Но при этом глубинная «память» о былом Рае не может быть окончательно вытеснена или уничтожена.

Именно наша глубинная потребность вернуться к Источнику жизни и является зовом сердца. Который почти всегда человеком воспринимается искажённо. По сути вся жизнь взрослого человека – это постоянная попытка найти Бога.

Мы ищем божественное во множестве вещей, с горящими глазами погружаясь каждый в своё: в работу (карьерный рост), деньги, путешествия, отношения, детей, психотропные вещества… Во всём этом действительно можно найти отголоски и проявления божественного.

«И каждый облик, стан, лица овал
За множеством единое скрывал.

И, красоту единую любя,
Ее вбирал я страстно внутрь себя.

И там, внутри, как в зеркале немом,
Я узнавал ее в себе самом.

В той глубине, где разделений нет,
Весь сонм огней слился в единый свет»

Аль-Фарид «Большая касыда»

Как правило с годами в поисках божественного человек терпит неудачу. Он разочаровывается в своих способах соединиться с потерянным раем. Потребность вернуться в эдем сталкивается с незнанием и невозможностью это сделать, что вызывает тоску, подавленность, опустошённость, ощущение потерянности и отсутствия смысла, чувство отделённости от себя или настоящей жизни… То, с чем живёт большинство людей среднего и пожилого возраста.

«О, если б так Синай затосковал,
В горах бы гулкий прогремел обвал,

И если б было столько слезных рек, 
То, верно б, Ноев затонул ковчег!

В моей груди огонь с горы Хорив 
Внезапно вспыхнул, сердце озарив.

И если б не неистовство огня, 
То слезы затопили бы меня,

А если бы не слез моих поток,
Огонь священный грудь бы мне прожег.

Не испытал Иаков ничего
В сравненье с болью сердца моего,

И все страданья Иова — ручей, 
Текущий в море горести моей.

Когда бы стон мой услыхал Аллах, 
Наверно б, лик свой он склонил в слезах.

О, каравана добрый проводник, 
Услышь вдали затерянного крик!

Вокруг пустыня. Жаждою томим, 
Я словно разлучен с собой самим.»

Аль-Фарид «Большая касыда»

Человечеству известно много способов, как заглушать тоску или отвлекаться он неё: лекарства, алкоголизм, созависимость, игромания, трудоголизм, суицидальное поведение…

Но с другой стороны, придя к тому, что начальные способы контакта с Сердцевиной не сработали и встретившись со своей тоской в полной мере, как это описывает Аль-Фарид, человек получает возможность действительно услышать зов своего сердца.

Опасности этапа

Опасность этого этапа заключается в том, что нам свойственно с зовом делать две вещи: избегать-заглушать и искажать. И искажение опасней, чем избегание. Избегая, мы имеем возможность остановиться и «услышать». Искажая, мы создаём иллюзию «духовного роста», но не приближаемся к своей глубинной сути.

«Толпа рабов, отгородясь, бредет

За буквой следом, накрепко забыв
Про зов свободы и любви порыв.

Им не свобода — цепи им нужны.
Они свободой порабощены.

И, на колени пав, стремятся в плен
К тому, кто всех зовет восстать с колен.

Знакомы им лишь внешние пути,
А дух велит вовнутрь себя войти

И в глубине увидеть наконец
В едином сердце тысячи сердец»

Аль-Фарид «Большая касыда»

Этап 4. Активация

 

Описание этапа

И вот человек принимает зов. Происходит краткое и эмоционально значимое (сильное нуминозное переживание) воссоединение с Источнико жизни (мимолётное возвращение в Эдем).

«Но сердце мне прожгла внезапно весть
Из недр: "Несуществующее есть!"»

Аль-Фарид «Большая касыда»

После этого человек отчётливо знает, что «несуществующее есть», оно всегда рядом и не опосредованно ничем и никем. И только лишь внутренние блоки отделяют от божественного. Поэтому у человека появляется ярко выраженное стремление к работе над собой и обретении целостности своей психики.

Переживание тоски меняет свой привкус. Если раньше это была тоска безнадёжности, то теперь – она ставиться «сладкой» и «воодушевляющей».

«В страданье был я терпеливей всех,
Но лишь в одном терпенье — тяжкий грех:

Да не потерпит дух мой ни на миг 
Разлуку с тем, чем жив он и велик!

Да ни на миг не разлучится с той, 
Что жжет его и лечит красотой».

Аль-Фарид «Большая касыда»

После принятия зова появляется возможность ориентироваться на Сердцевину. Она становится направляющим вектором, путеводной звездой и маяком.

Опасности этапа

Значительная опасность заключается в особенностях нуминозного переживания, что сопровождает этап активации. Мы можем воспринять божественный свет непосредственно, а можем исказить нашими внутренними конфликтами.

Если происходит искажение, то человек начинает обожествлять то, что сопутствовало нуминозному переживанию. Так появляются фанатики различного толка, служители и проповедники «священных истин».

Конкретным примером может служить Фрейд. Для которого, со слов Юнга, сексуальность была окрашена переживанием нумина. И оттого Фрейд посвятил себя служению сексуальности и борьбе с теми, кто на неё мог покуситься.

«Беседуя с Фрейдом, я узнал о его страхе: он боялся, что нуминозное "сияние" его теории может померкнуть, если его захлестнет некий "поток черной грязи". Таким образом, возникла совершенно мифологическая ситуация: борьба между светом и тьмой. Это объясняет нуминозные комплексы Фрейда и то, почему в момент опасности он обращался к чисто религиозным средствам защиты — к догме.».

Карл Юнг «Воспоминания, размышления, сновидения»

Этап 5. Практика

Описание этапа

После успешной активации (принятия зова) начинается путь к своей самости. И единственный способ усилить контакт со своей душой – это работа над восстановлением целостности психики (обретением «правильного тоналя»).

Весь этот этап состоит из целенаправленной психической практики – человек разгребает множество внутренних конфликтов и прекращает войны внутри себя. А переживание глубинной сути выступает как путеводная звезда во внутреннем путешествии. Практика делается с опорой на Сердцевину. Она учитель. Направляющая. Ориентир.

«Тебе открыт, тебя лишь слышу я,
И только ты — строжайший мой судья»

Аль-Фарид «Большая касыда»

Опасности этапа

Опасность в практике потерять ориентир на Сердцевину. Потеряться в амбициях, самомнении, гордыне, превосходстве над другими.

Этап 6. Символическая смерть

Описание этапа

На этом этапе происходит качественный скачок, который в полной мере воспринимается как смерть (и во многих смыслах это соответствует действительности).

«И сердце мне пронзили боль и дрожь,
Когда, как гром, раздался голос: "Ложь!

Ты лжешь. Твоя открытость неполна.
В тебе живу еще не я одна.

Ты отдал мне себя? Но не всего,
И себялюбье в сердце не мертво»

«Коль ты правдив, коль хочешь, чтоб внутри
Я ожила взамен тебя,- умри!"»

Аль-Фарид «Большая касыда»

Человек отдаётся источнику жизни, но благодаря этапу практики психика оказывается достаточно целостной и крепкой, поэтому растворения в нём не происходит. Практик сохраняет осознание и жизнь.

«Я уже отдан силе, что правит моей судьбой».

Карлос Кастанеда «Дар Орла»

После символической смерти человек меняется. Если на этапе практики основным источником действий являлась осознающая часть человека, то на этом этапе авторство передаётся мистической Сердцевине. Это не значит перестать быть собой. Это значит в своих действиях и поступках ориентироваться на всего себя в целом, а не только на ту часть, с которой мы себя идентифицируем.

Только начиная с этого этапа и начинается полноценно Путь Сердца. И путь на этом не заканчивается.

Опасности этапа

Опасность в том, что если психика оказывается недостаточно подготовлена, если «остров тоналя» ещё не расчищен и не реорганизован (не обладает простотой и эффективностью — целостностью), то символическая смерть может привести к сумасшествию или даже смерти физической.

Этап 7. «Огонь изнутри»

Описание этапа

Как и первый этап, этот является во многом умозрительным и логически вытекает из предыдущего. Описание его я встречал только в книгах Кастанеды, оттуда и заимствован термин «огонь изнутри».

Человек уже тесно соединён с Сердцевиной. Его психика целостна. Он принимает разные свои проявления и качества. Но всё ещё в каждый момент времени осознаёт лишь небольшую часть себя и следует неведомой силе, выражающей его целостность.

Сгореть в огне изнутри – это значит одномоментно расширить своё осознание до полной целостности. Воспринять себя во всех нюансах. Одномоментно быть всем и вся.

Опасности этапа

Не известны.

Leave A Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *