Эта история произошла не с самим Милтоном Эриксоном, но с его отцом. Однако я всё равно хочу разместить её в сборнике: выводы, к которым она приводит, очень красивы и важны. История описана в книге «Мой голос останется с вами…»
***
Когда отцу Милтона было шестнадцать, он ушёл из дома жить самостоятельной жизнью. Он оставил записку на кровати, собрал все свои незначительные сбережения и направился к ближайшей станции. Там он купил билет настолько далеко, насколько ему хватило денег.
Так он оказался в деревушке Бивер Дэм в штате Висконсин. Там ему удалось достаточно быстро найти работу. Он подошёл к одному из фермеров, который вёл телегу с запряжёнными в неё волами, и сказал:
– Я ищу работу. Возможно, вам будет полезен сообразительный помощник на ферму.
Молодой человек рассказал, что имя его – Чарли Робертс. Что у него нет ни близких, ни сбережений.
– Залезай в телегу. Поедем на ферму, там я найду тебе работу, – сказал фермер.
На полпути к своему дому фермер остановился и сказал:
– Жди меня здесь. Мне нужно навестить своего зятя.
Пока он ждал, из-за дерева неподалёку вышла девочка в красивом платье, и отец Эриксона спросил её:
– Ты чья?
– Папина.
– Теперь ты будешь моя.
Через семь лет отец Эриксона сделал ей предложение. В ответ будущая мать Милтона подарила ему рукавицу. В этих местах такой жест был традиционным способом отказаться от брака. Он даже имел своё название: «дать парню рукавицу».
Отец Эриксона ушёл, но вернулся на следующий день со словами:
– Я не просил у тебя рукавицу, мне нужна пара.
***
Самое показательное в истории ‒ отношение отца Эриксона к тем неписаным обычаям, что существовали в этой местности. О таком отношении можно прочитать у Кастанеды. Тут дон Хуан утверждает свою жизненную позицию: «Я не выполняю договоренностей, которых не заключал». Так же и отец Эриксона не стал останавливать себя договорённостями, с которыми не был согласен и в итоге получил то, что желал.
Как и в этой истории, в жизни каждого из нас есть огромное количество различных «договорённостей», которым мы следуем только потому, что так принято и нас так научили. Эти правила существуют в наших головах и зачастую сильно мешают жить.
Лишь очень немногие критически пересматривают незримые правила и границы, с чем-то соглашаясь, а что-то отметая как ненужное. Всё это требует высокой степени субъектности. Именно так проявляется «авторская позиция» в жизни.
Отрывок из книги «Живые истории о психотерапии»