Этот мир опасен

В практической психологии есть интересная нацеленность на безопасность. В терапевтических группах и индивидуальных консультациях психологи стремятся создать «доверительное и безопасное пространство». Это важно делать, ведь такая доброжелательная атмосфера является тем необходимым базисом, на котором и становится возможной психотерапевтическая работа.

Однако, многие психологи не останавливаются на том, что происходит в их кабинетах и с призывами к безопасности выходят во внешний мир. Например, когда происходят трагические события: теракты, катастрофы, войны… Социальные сети наводняют рекомендации психологов, где чуть ли не главной является «дистанция от болезненного осознания».

Сами рекомендации весьма полезны — они помогают людям сохранять устойчивость и не разрушаться от чрезмерных переживаний. И вместе с тем, подобные советы без дополнительных оговорок вредны как для отдельного человека, так и для общества в целом. Почему это так — объясняю.

Дистанцироваться от опасностей — значит отвлечься и переключиться на что-то другое. В крайнем проявлении — уйти в себя, диссоциироваться или даже сойти с ума (потерять адекватность). В любом случае уйти от осознания опасности равносильно помещению себя в воображаемую «безопасную» внутреннюю реальность.

Считать мир безопасным местом — значит «закрывать глаза» на всё, что пугает. Значит, воспринимать реальность фрагментарно, исключая из осознания то, что может представлять критически важную информацию.

Представьте, что вы стоите посреди скоростной трассы, по которой мчатся сотни машин. Неразумным будет считать себя в безопасности и полагать, что ничего вам не угрожает. И очень правильно осознавать, где вы находитесь и действовать соразмерно ситуации.

Что делать, если ужас происходящего чрезмерный?

Уходить из ситуации, прятаться в «домик», дистанцироваться и восстанавливать силы. Делать всё, что рекомендуют многие психологи в критических ситуациях.

Но не следует останавливаться на этом, а в безопасном пространстве работать над своей устойчивостью, целостностью… и способностью выдерживать ужас. Без подобной работы над собой безопасный «домик» грозит стать вашей тюрьмой — местом, в котором вы сами себя изолируете от реальности.

Как встречать ужасы мира?

В первую очередь — охреневать. Когда вы видите безнаказанную несправедливость, пытки в тюрьмах, нищету стариков, болезни, смерть… вполне естественно охреневать.

Во вторую очередь — думать и делать. Смотря на мир широко открытыми глазами, воспринимая его опасность и красоту, мы получаем возможность быть глубоко погружёнными в реальность. Мы можем соотносить себя с происходящим: реагировать на актуальные вызовы и воздействовать на окружающую действительность.

Мир — опасное место. Но это далеко не всё, что можно сказать о нём.
Мир — прекрасен.
Мир — таинственный.
Мир предоставляет бесконечные возможности для творчества и самовыражения.
И все эти бонусы доступны лишь тем, кто способен быть в тесном контакте с Реальностью.

 

В завершении притча по теме:

В Тибете жил один геше, учитель по имени Дромтонпа. Он был мастером школы кадам и практиком любящей доброты и сострадания. Он был настоящим бодхисаттвой. Однажды к нему пришли ученики. Среди прочих у него в учениках были трое братьев. Одного из них звали Камлунгпа.

Итак, сначала Геше Дромтонпа спросил, что делает его ученик Потова? «Потова преподаёт Дхарму сотням монахов», – ответили ученики. Дромтонпа сказал: «Как прекрасно, как хорошо!» – но больше ничего не добавил.

Потом он спросил, как поживает Геше Пучунгва, ещё один мастер кадам. «Он отдал всё, что у него было, чтобы создать образ просветлённых тела, речи и ума». И снова Геше Дромтонпа сказал: «Как прекрасно! Как замечательно!»

Затем он поинтересовался, чем занимается Геше Кумбумпа, ещё один его ученик. «Он непрерывно медитирует», – ответили ученики. И снова Дромтонпа ответил: «Как прекрасно, как удивительно!»

И, наконец, он спросил, чем занимается Камлунгпа? И услышал в ответ: «Он живёт в пещере, сидит с покрытой головой и непрерывно рыдает».

И тогда Дромтонпа сам снял свою шапку, сложил ладони у груди и заплакал. Он сказал: «Это поистине потрясающе! Это означает, что он практикует подлинную Дхарму!» Такова сила сострадания.

~Традиционная история в пересказе Чокьи Ньимы Ринпоче для "Тройного Совершенства Тары".

Leave A Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *