Денегативизация и принятие ценности

Краткое содержание заметки:

  1. И снова о «хорошем парне».
  2. Зачем нужна негативизация и как она мешает целостности.
  3. Игра в слова.
  4. Практика.

 

Когда мы обнаруживаем неприглядную часть себя, остро встаёт вопрос: что теперь делать? Долго быть с пониманием, что я какой-то не такой («злой», «глупый», «жадный» и т.д.) бессмысленно и вредно.

Здесь начинается второй этап работы с внутренним конфликтом – денегативизация и принятие ценности. О нём и поговорим.

И снова «хорошем парне»

Давайте ненадолго вернёмся к «хорошему парню», которого мы описывали несколько заметок назад.

Денегативизация и принятие ценности

Я напомню таблицу. В ней расписано то, с чем «хороший парень» идентифицируется и какие проявления себя маргинализует.

Идентификация
Маргинализация
Добрый
Злой
Умный
Глупый
Трудолюбивый
Ленивый
Порядочный
Плутоватый, беспринципный
Целеустремлённый
Бесцельный, праздный
Щедрый
Скупердяй, жадный

Маргинализуемые проявления — это отвергаемые части психики, окрашенные нашей негативной оценкой.

Зачем нужна негативизация

В глубинной сути ни первичный (идентификация), ни вторичный (маргинализация) процессы не имеют негативной окраски — это естественные проявления нас самих. Однако нами вторичные процессы обесцениваются. И это помогает легче отказываться от части себя.

Это похоже на то, как на любой войне солдатам противоборствующей стороны даются обесчеловечивающие прозвища, что облегчает и даже несколько оправдывает процесс убийства. Куда проще убить «фрица», «фашиста», «душмана», «бандеровца» или «киборга», чем живого человека, такого же, как и я сам. Осознанному физическому убийству предшествует убийство внутри своей души.

Применимо это и к войне наших душах. Однажды, по какой-то причине, мы принимаем решение избавиться от какого-то проявления себя. Но выкинуть ценное — очень и очень трудно. И тогда на помощь приходит механизм обесценивания. Мы негативизируем некоторые свои качества и проявления и с энтузиазмом от них избавляемся. Мы стараемся устранить из себя всё негативное, но перед этим сами его таковым нарекаем.

Важно осознать: именно мы искажаем глубинную суть своих вторичных процессов, которая в действительности имеет созидательную природу.

Как негативизация мешает целостности

Чрезвычайно трудно присвоить себе то, что имеет отрицательную ценность. То, что вызывает отторжение. Заниматься интеграцией негативной части себя — дело малоэффективное и опасное. Этому будет препятствовать всё ваше существо.

А если подобная интеграция завершится успехом, вы окажетесь в очень неприятной ситуации: плохость обесцененной части распространится на весь образ себя. И отторжение будет вызывать не какая-то часть психики, но весь «я». Что может иметь самые печальные последствия.

Другое дело, когда вы занимаетесь возвращением чего-то хорошего. Но для этого «негативная» часть души должна обрести ценность. Мы должны углубиться в суть вторичного процесса, прикоснуться к созидательной энергии и перенести её в процесс первичный.

Игра в слова

Как вариант работы по денегативизации, предлагаю поиграть в слова: возьмём таблицу, описывающую «хорошего парня» и «перевернём» её — негативизируем привычную идентификацию и найдём ценность у маргинализованной части. Это хорошая практика, позволяющая прочувствовать, на какой зыбкой почве зиждутся  наши представления о себе.

Итоговая таблица может выглядеть следующим образом (возможно у вас будут другие слова):

Идентификация
Маргинализация
Было
Стало
Было
Стало
Добрый
Мягкосердечный, бесхребетный
Злой
Азартный
Умный
Мудрёный, заумный
Глупый
Оригинальный, самобытный
Трудолюбивый
Напряжённый, не умеющий отдыхать
Ленивый
Расслабленный
Порядочный
Зашоренный
Плутоватый, беспринципный
Предприимчивый, находчивый
Целеустремлённый
Упрямый, упёртый
Бесцельный, праздный
Гибкий, свободный
Щедрый
Расточительный
Скупердяй, жадный
Бережливый, экономный

Почувствуйте разницу:

  • Идея избавиться от злости, стать добрее кажется вполне разумной. Однако избавиться от драйва, азарта, созидательной ярости вряд ли кому-нибудь придёт в голову. А ведь злость и живительный азарт в глубинной сути имеют один и тот же источник.
  • Никому не нравится быть глупым, но оригинальность и самобытность, способность нестандартно мыслить — всё это для многих имеет ценность.
  • Ленивым быть неприятно, однако умение расслабляться и полноценно отдыхать невероятно полезно.
  • Предприимчивость, находчивость и гибкость способны существенно облегчить нашу жизнь. Имея в своём поведенческом арсенале лишь упёртость, мы рано или поздно упрёмся в ту «стену», которую не сможем обойти.
  • И что может быть важнее бережливости в вопросах личного времени. Именно это качество позволяет нам не разменивать жизнь на мелочи, а выбирать самое ценное.

На примере нашей игры в слова вы можете видеть, как много зависит от нашей оценки. Рекомендую вам попробовать самим выполнить эту практику: выписать свои негативные качества и найти в них нечто ценное. Это упражнение полезно ещё и тем, что позволяет учиться произвольно обращаться с полезнейшим психологическим механизмом придания ценности и обесценивания, который в большинстве случаев используется неосознанно и бесконтрольно.

Практика

Играть в слова полезно, но недостаточно. Это хорошее интеллектуальное упражнение, но для успешного завершения второго этапа работы с внутренним конфликтом вам понадобитья сделать больше: прочувствовать созидательную энергию отвергаемой части своим телом, «погрузиться» в неё своими чувствами… на мгновение сделать её частью своей жизни.  Хочу предложить небольшую практику, которая может вам в этом помочь.

Это практика в духе процессуальной психотерапии с «переключением каналов». Она даёт возможность прочувствовать ресурс отвергаемой части и полезна тем, что её результаты могут быть использованы на следующих этапах работы с внутренними конфликтами.

Шаг 1. Подготовка

Для процесса вам понадобится свободное пространство — столько, сколько необходимо для небольшого танца. И несколько минут, в течение которых вас никто не сможет побеспокоить.

Необходимо заранее задать цель для практики: с чем конкретно вы будете работать. Например, «хороший парень» на первом этапе обнаружил, что отвергает свою злость. «Играя в слова» он понял, что вместе с разрушительной злостью он из своей жизни исключает и созидательный азарт. Тогда целью практики для «хорошего парня» может стать: прикосновение к энергии и проживание состояния азарта.

Примечание. Процесс может начинаться и без предварительной «игры в слова». отправной точкой может быть негативизированная часть психики, но тогда в начале вам необходимо будет сосредоточиться на выявлении её созидательной энергии. Что в самостоятельной работе может вызвать затруднения.

Если у вас есть цель, уединённое пространство и свободное время — можно приступать к практике. Встаньте, максимально расслабьтесь. Подумайте о том созидательном состоянии или проявлении, которое вы хотите исследовать.

Шаг 2. Чувства

Какие чувства оно у вас вызывает? Разрешите себе их максимально почувствовать. Назовите их вслух или про себя.

Шаг 3. Телесные ощущения

Где в теле вы ощущаете это состояние? Попробуйте направить ваш мысленный взор в эти части тела. Что это за ощущения? Может быть, это тепло, покалывание, вибрация, напряжение или расслабление? Отмечайте это вслух или про себя.

Шаг 4. Образы

Какие образы у вас возникают, когда вы думаете об этом состоянии, его чувствуете и ощущаете в теле? Может быть, это воспоминания из прошлого или фантастические видения? Разрешите внутренним взором увидеть картинку, связанную с вашим состоянием.

Шаг 5. Движения

Каким движением можно выразить эту энергию? Разрешите вашему телу двигаться. Не сдерживайте себя. Что это за движения? На что это похоже? Запомните их.

Шаг 6. Звук

Как звучит эта энергия? Быть может, это шум моря, падающего водопада, рычание зверя? Разрешите себе выразить звуком вашего состояние.

Шаг 7. Танец состояния

Объедините всё, что делали до этого. Прочувствуйте и ощутите искомое состояние. Увидьте его образ. Станьте выразителем этой энергии, отпустите контроль — танцуйте и звучите. Попробуйте не спешить и делать всё максимально медленно и осознанно.

Шаг 8. Завершение

Когда вы ощутите достаточность процесса, медленно останавливайтесь. Прочувствуйте послевкусие процесса. Запомните всё, что происходило: чувства, ощущения, образы, движения и звуки. Теперь это станет вашим особым «танцем», который вы сможете повторять.

 

Второй этап работы с внутренними конфликтами можно считать завершённым, когда вы отчётливо осознаёте ценность ресурса в отвергаемой части себя и чувствуете стремление его интегрировать. Если этого не произошло, то к следующим этапам переходить не следует.

С денегативизацией и принятием ценности на этом всё, в следующий раз поговорим о третьем этапе работы с внутренним конфликтом — об интеграции.

Скачать книгу целиком можно здесь.

Leave A Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *